« Январь 2010 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
04:26 Антислово | |
Рукописные буквы диссертации о средневековых
женоубийствах с каждой страницей становятся все больше и больше, пока не
превращаются в хаотичные изогнутые линии, покрывающие бумагу... Что-то похожее
встречается у писателя Владимира Сорокина, у режиссеров Ингмара Бергмана и Михаэля
Ханеке. И – в фильме Ларса фон Триера «Антихрист». Так что же, возможны ли еще
– в плане рациональном – буквы, слова, высказывание в постапокалиптическую
эпоху? Реальность
обратного отсчета Супружеская пара в исполнении Уиллема Дефо и
Шарлотты Генсбур, красиво занимаясь сексом, упускает момент, когда их сынишка
выбирается из кроватки, подходит к открытому окну и соскальзывает с
заснеженного подоконника. Смерть малыша приводит маму к тяжелейшему нервному срыву.
Чтобы излечить ее, любящий муж, зная о том, что нарушает важнейший принцип
недопустимости психотерапевтических занятий с близким человеком, увозит жену в
лес. Надеясь обнаружить в нем корень страхов и тревог. Но встречается там со
странными животными, еще более странным поведением жены, телесным разрушением и
смертельной угрозой со стороны любимой женщины. Приходится ее убить, чтобы
спастись самому. Но фильм отнюдь не о спасении. Ранняя лента Триера «Европа» начиналась с сеанса
гипноза. В него предлагалось погрузиться зрителю: мелькающие рельсы и ведущий
обратный отсчет голос вводили в гипнотический транс и завершались фразой «Вы в
Европе». Та «Европа» была для режиссера не континентом, а некоей
метасубстанцией, где восприятие зрителя совершало свои путешествия по закоулкам
сюжета, попыткой воплощения идеального кино в представлении Триера, когда на
полтора часа личность полностью растворяется в пространстве образов. Напоминанием об этом опыте служит не только
завораживающий пролог, но и сеанс, который в поезде проводит герой Дефо с героиней
Генсбур, завершая погружение словами «Ты в Эдеме». В каждом своем кинопослании
Ларс фон Триер видит гипнотическое действо. Правда, порой обретаемая таким
образом власть над зрителем приводит к чуть ли не промывке мозгов и спекулятивному
морализаторству (как, например, в «Догвиле»). К счастью, связь между «чистым
кино» и нравоучением в случае «Антихриста» не столь однозначна. Помня о
чистом кино Приоритет кинематографического здесь проявляется, в
частности, в том, как используется довольно насыщенная символика, обычно
мешающая прямому восприятию. Можно, конечно, старательно вычитывать различные
смыслы из происходящего на экране: вот уползающий в нору герой Дефо отсылает к
спасительному возвращению в материнскую утробу и даже к божественному
первоначалу, еще не подточенному хаосом; вот вставляющая палец в сквозную рану
в ноге мужа героиня Генсбур переворачивает фаллоцентрическую схему гендерных
отношений; вот упоминание о трех нищих, несущих смерть, оборачивается тремя животными,
бессловесными тварями – в их бесстрастном молчании отражается ужас словно выблевавшей
все слова цивилизации... Но, думаю, для Триера ценнее зритель, доверяющийся
исключительно силе образов, в обход всяких артикуляционных усилий. Ведь его
кино – не сухой реестр означающих и означаемых, а живой организм с
непосредственным воздействием. (И талантливый, опытный, ищущий режиссер в своем
последнем фильме приближается именно к такой формуле!) К тому же, любая интерпретация – акт,
структурированный лингвистически. А со Словом у Триера в «Антихристе» особые
счеты. Слова, слова,
слова Итак, вначале речь шла о слове. В начале было Слово.
Слово определяет человеческую природу. Суть гуманистичности такова, что каждое
движение человека – внутреннее или внешнее, телесное или душевное – является
высказыванием. Разрушительные ментальные процессы, о которых много было сказано
в культуре конца прошлого века и которые часто рассматривались как состоявшийся
Апокалипсис, тревожат и Триера. Само развитие фильма задается идеей о кризисе
высказывания, что проявляется на разных уровнях. Так, к концу картины реплики героев становятся все
более бессвязными – отчаянные признания в любви чередуются с оскорблениями и
угрозами, оклики мутируют в окрики, голос отдается рыданиям. Да, это можно было
бы списать на банальную женскую истерику, если бы не запредельная жестокость
происходящего. И восходит жестокость к сдвигам человеческой натуры, когда место
Слова занимает Хаос. Ведь и ногу героиня Генсбур калечит мужу не потому, что
истеричка, а за то, что сама искалечила ноги ребенку, надевая правый ботинок на
левую ступню и наоборот. Месть за собственные прегрешения – не изъян ли в данном
Словом порядке вещей? Показательно, что у двух персонажей фильма нет имен,
имя (Слово) есть лишь у их сына. Мертвого сына. Словно называя, мы способны
призвать только смерть. Поэтому в органичной среде фильма и состоялся мощнейший
по воздействию кадр с эякуляцией кровью. Ведь давать семя изначально было
важнейшим возможным высказыванием мужчины. Разумеется, такой кадр испытывает предел восприятия.
Подобный предел воплощается и в «Персоне» Ингмара Бергмана: когда отношения
двух женщин достигают непреодолимого накала, сам фильм не выдерживает
напряжения – пленка останавливается, плавится и рвется. Поскольку фильм в этот
момент является единственный реальностью, тут осуществляется невозможность рационального
хода событий, обусловленного Словом, в чистом виде. Знаменитейший кадр в
истории кино, посвященный кризису высказывания, перекликается с шокирующими
экранными достижениями «Антихриста». За ширмой
скандальности Фильм Триера долго ждали. Можно сказать, он стал
событием еще до Каннской премьеры, где был освистан и превознесен. А после нее
– объявлен скандальным, спорным и получил массу упреков. Упрекали в откровенности сексуальных сцен. Да, здесь
есть и фрикции крупным планом, и без визуальных эвфемизмов показанные
гениталии. Но ведь 2009 год на дворе! И зритель – далеко не тот, для которого
снимали Бергман и Тарковский. Он подготовлен, в том числе и тем, что с десяток
лет назад именовалось порнореализмом. Течение оказалось пшиком, киноведческой
придумкой, но его итоги вполне реальны – границы адекватно воспринимаемой
визуализации расширились. И в полной лиризма сцене, с которой начинается
«Антихрист», движущийся член не разрушает цельного впечатления, а самое соитие
показано не как проявление похоти, а как наивысший момент интимной близости
любящих друг друга людей. Тут может помешать только ханжество зрителя, но
развитие кинематографа движется не одними лишь режиссерами, зритель должен
со-творить. Во всяком случае, такие, как Триер, этому способствуют. И находят
новые формы экранной убедительности, опираясь на наработки своих коллег и на
контекст в целом. Упрекали в издевательских жанровых построениях. Безумно
красивый, снятый в рапиде клип под музыку Генделя, каковым является пролог, ну
никак вроде бы не вяжется с дерганными метаниями камеры по некиногеничной
обстановке больничной палаты, выпестованный еще в фильме «Рассекая волны»
отточенный гиперреализм – с вдруг заговорившей лисой, обоснованные
психотерапевтическим сюжетом медитативные видения – с финалом, почти соскальзывающим
в зону трэша. Но и тут Триер предельно точен – свое гипнотическое
кинопутешествие он ведет согласно вектору сюжета о кризисе высказывания, и
жанровые мутации как нельзя лучше передают скорбь режиссера по утерянному
Слову. Упрекали в том, что фильм посвящен Андрею
Тарковскому. А почему бы и нет? Триер говорил, что «Антихрист» помог ему
преодолеть тяжелую депрессию. В таких ситуациях сложно обойтись без «маяков». Вероятно, творчество Тарковского оказалось одним из них.
И хотя раньше Триера трудно было заподозрить в параллелях с Тарковским,
«Антихрист», оставаясь исключительно триеровским творением, совершенно
естественным образом предъявляет ряд отсылок. Важно при этом, что все они – не
формальное цитирование, а глубокое кинематографическое переосмысление. Короткий
кадр со сжиганием тела жены выстроен так, что нельзя не вспомнить о знаменитых
пожарах из «Зеркала» и «Жертвоприношения», только теперь горит не дом (место,
где живет человек), а тело (место, где живет душа человека). Уже упомянутое соитие
из пролога благодаря мастерски достигнутой поэтической приподнятости сопоставимо
с эротическими левитациями из фильмов Тарковского. А если вспомнить пролог «Зеркала» с излечивающим сеансом
и хрестоматийным «Я могу говорить!», то становится понятной и неслучайность
посвящения в свете исследования Триером того, к чему привело говорение
(вспомним еще и обет молчания Андрея Рублева и что он значит для Тарковского),
и объединяющая двух режиссеров склонность к тотальному медитативному
воздействию. Говорили, что Шарлотта Генсбур не заслужила Каннский
приз как лучшая актриса. Да, дочь скандального французского барда выдает в этом
фильме такую исполнительскую исступленность, что непросто раскладывать по
полочкам сверхзадачи и способы следования драматургическим линиям. Но актер в
кино должен не осуществлять универсально-абстрактные заветы Станиславского
(чем, кстати, грешат все фильмы великолепного справляющегося с актерским
универсализмом Никиты Михалкова), а подчиняться конкретным задачам конкретного
фильма. Героиня Генсбур в «Антихристе» создает сложный
выразительно-пластический рисунок, проявляющийся удивительно: она порой кажется
красивой, порой отталкивающей, порой молодой и сексуальной, порой старой и
безликой, иногда выглядит мужеподобной, а иногда – по-девичьи хрупкой. Разная
Шарлотта воплощает разные грани женской натуры – она набрасывает беспощадные
штрихи к тому образу женщины, который видится Триеру через призму всевозможных
сущностных утрат. В каком-то смысле героиня Генсбур – все те женщины, что в
финальных кадрах взбираются на холм. Без такой Шарлотты Генсбур не состоялся бы
и такой поворот мотива логоцентрической исчерпанности к теме гуманистического
тупика. Апокалипсис
вчера Еще не до конца отчаявшиеся герои произносят
ключевой диалог: –
Так будет вечно? –
Нет. Все изменится. –
И станет еще хуже? –
Да, станет. В полном отсутствии надежды зачастую кроется
оптимистический пафос. Но для Триера важнее вынести приговор цивилизации, неукоснительно
развивающейся именно так в соответствии с метаморфозами человеческой природы. Морок
нравственного падения аранжируется коллапсом базового бытийного умения человека
коммуницировать – с другими, с окружающей действительностью, с собой – и не
причинять зло. При этом, похоже, Триер рассматривает основу человечности,
поделенной все той же цивилизацей по половому признаку, во всем женском. Именно
поэтому фильм с первого взгляда кажется женоненавистническим (некоторым так же
казалось в связи с фильмом «Рассекая волны»), но по сути в нем содержится
парадоксальное признание в любви к женщине. Хотя признание звучит удручающе.
Благодаря поведению женщины к концу фильма возвышенный смысл сцены близости из
пролога переворачивается, в нем открываются бездны греховности и зла. Ведь то,
что должно давать жизнь, ее убило. Разумеется, никакой гиперреализм не способен скрыть
метафорического и обобщающего характера самых болезненных моментов
«Антихриста»: выбрызгивающаяся вместо спермы кровь, отрезание клитора – жизнь,
радость, наслаждение катятся к упадку, а сама женщина вместо продолжения рода, дискредитированного
смертью мальчика, оборачивается зомбиподобной толпой в юбках, уж точно
неспособной на благостное высказывание и визуально отзывающейся мертвым стуком осыпающихся
желудей (еще один сильный рефренный образ). Гуманистичность, расшатывая в хаос
одно из важнейших своих свойств, порождает Антихриста. Пафос морализаторского посыла фильма, увы, еще носит отголоски творческого тупика, в который Ларс фона Триер загнал себя формальными поисками «Догвиля». Но «Антрихрист» заслуживает как минимум пристального внимания и вдумчивого осмысления. Исследованный в нем кризис высказывания и итоги исследования подняты на столь высокий художественный уровень, что становятся не просто обвинением, а возможностью услышать Слово, которого почти не стало. Сколь бы глобальным ни был кризис, изживается он на сугубо интимном уровне. Ведь благодаря катарсическим фильмам Тарковского и множества других корифеев кино, а также – и не в последнюю очередь! – новым киноопытам Триера не умирает терапевтическая роль искусства. Дмитрий Ранцев | |
|
Всего комментариев: 0 | |