Приветствую Вас Гость!
Пятница, 10.05.2024, 03:21
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Мой Блог

Поиск

Календарь

«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 21 » Война без особых причин
20:27
Война без особых причин
Местами издевательская, местами сентиментальная, местами истерическая, местами трагическая драма Тодда Солондза «Жизнь в военное время» (2009) – это очень крепкий артхаус со своими слабыми и сильными сторонами. Но главное – это кино, которое не отнимает, а дарит зрителю полтора часа сильных переживаний, концентрируя в этом отрезке времени самую суть просмотра фильмов: в каком-то смысле отвлечься, в каком-то смысле развлечься, но, что важнее – оставить себе эти полтора часа как значимый личностный опыт.

«Жизнь в военное время» – своеобразный сиквел фильма того же Солондза «Счастье» (1998), сенсационной и успешной ленты. Снова в центре повествования три сестры, каждая со своим странным стремлением к душевному благополучию, и тот экзистенциальный тупик, к которому эти странности приводят. Если в конце «Счастья» мужа одной из сестер, Триш, осуждают за педофилию, то здесь он выходит из заключения. Разве что иллюзии сестер теперь заметно поубавились – их тяга к чему-то светлому и возвышенному выродилась в безнадежные, на грани отчаяния, попытки приблизиться к более-менее нормальному жизненному раскладу. Однако по Солондзу сама норма полна изъянов и неразрешимых противоречий.

«Счастье», несомненно, был более ярким фильмом. Его актуальность выглядела более животрепещущей, да и участвовали в нем звезды – Лара Флинн Бойл, Филип Сеймур Хоффман, Бен Газзара. В работе «Жизнь в военное время» Солондз обошелся без громких имен, если не считать эпизодического, традиционно сексуального и блестящего появления Шарлотты Рэмплинг. Но кто будет винить художника в том, что он от произведения к произведению разрабатывает собственную тему? К тому же если делает он это по-прежнему на высочайшем уровне, так, как не смог бы никто другой.

Надо отметить, что несмотря на отсутствие звезд, актерские работы в «Жизни в военное время» безупречны. И это в данном случае не только и даже не столько заслуга исполнителей и режиссера, сколько следствие тех мотивационных линий, которые тщательно проработаны в сценарии (его автор – тоже Тодд Солондз). Драматургическая канва отточена до совершенства. Каждый из персонажей четко вписан в структуру желаний, каждый его поступок строго обоснован. Можно было бы говорить о совершенной психологической заданности фильма, если бы не одно «но».

Дело в том, что Солондз обнаруживает зазор между общепринятыми моделями человеческих взаимоотношений и тем, как все могло бы происходить на самом деле в предлагаемых обстоятельствах. Большой плюс фильма в том, что интонационно эти обстоятельства не представляют собой ничего необычного. Режиссер как бы указывает на то, что обстоятельства можно поменять, а зазор, сдвиг сохранится.

Нередко такой сдвиг выносится на внешний уровень повествования, что способствует перцептивному дисбалансу, который помогает зрителю лучше постичь парадоксальную суть фильма. Примером такого подхода служит разговор еще одной из сестер, Джой, гостящей у третей сестры, Хелен, с призраком – покончившим из-за нее мужчиной. Абсурдную и вместе с тем «железную» логику сцены (Джой – инфантильная психопатка, лунатичка, она ведет воображаемые беседы, но при этом она – femme fatale) подчеркивают доносящиеся из соседней комнаты сексуальные стоны Хелен и ее партнера, которые порой даже заглушают страдальческий псевдодиалог Джой о высоких материях.

«Жизнь в военное время» – фильм о подоплеке того, что происходит, когда мы стараемся делать все как можно лучше. Подоплека эта так или иначе связана с незаметными изменениями в общественном мироустройстве, которые вступают в конфликт с индивидуальными стараниями. Поэтому Тодд Солондз в своем фильме постоянно предринимает попытки разорвать психологические шаблоны, продиктованные социумом. Как иначе трактовать образ нормальной 7-летней девочки из условно нормальной (или стремящейся быть таковой в соответствии с общественным мироустройством) семьи, совершенно обыденно принимающей все большие дозы клоназепама, на прикроватной тумбочке которой лежит «Голый завтрак» Уильяма Бэрроуза?

Как, если не в качестве вскрытия навязанных поведенческих схем, воспринимать такой эпизод: Триш, с удовольствием закуривая после качественного секса в своей кровати, громогласно посылает подальше все, на чем «должна» держаться ее жизнь, – семью, материнство, детей. Этот момент, как и многое в фильме, эмоционально амбивалентен – саркастический юмор не прикрывает глубинной трагичности, той, с которой обычно не приходится сталкиваться в мирное время.

Война, показанная в работе Солондза, страшна своей повседневностью, рутинностью и безысходностью. В ней нет победителей и побежденных. Она порой приводит к физическим жертвам суицидального и педофильского толка. Но куда более серьезный урон война наносит внутреннему миру отдельно взятой личности. Покалеченные могут не догадываться о своих увечьях, но страдать от этого они меньше не будут. Для этой войны не требуется каких-то особых причин. Зато с хирургической бесстрастностью режиссер вглядывается в причины неособые, причины, которые время от времени прорастают сквозь налаженный ход нашей жизни.


Дмитрий Ранцев
Просмотров: 1055 | Добавил: rancev | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]