РАЗБОРЫ [58] |
РЕЦЕНЗИИ [116] |
САНТАЛОГИЯ [11] |
СЦЕНАРНОЕ [4] |
ДЕКЛАРАНЦЕВ [6] |
Главная » Статьи » ДЕКЛАРАНЦЕВ |
Сейчас я
ощущаю это. Растворенный в пространстве интерес. Мол, Ранцев, что ты думаешь о
нынешней «Балтийской
жемчужине»?
Да,
подгоняемый требованиями места и времени, этот фестиваль, к которому совсем
недавно с чистой совестью можно было прилагать фразу «так называемый», набрал
обороты проекта – ну, так нынче принято. В проектезадействованы вполне
вменяемые в киношном плане люди, которые подготовили внятную киношную программу.
Однако киношность, вышеупомянутая дважды, всё же каким-то образом отличается от
легендарной киношности другого классического рижского сентябрьского мероприятия,
проводимого в четные годы. Причем отличается не столь уж неуловимым
образом. Можно
бесконечно рассуждать о том, в чем суть кинематографа и в чем смысл истинной
любви к нему. О том, какие эта любовь может находить формы в случаях интимных и
случаях репрезентативных. Разумеется, моё, во многом интуитивное, понимание
данного вопроса бесконечно субъективно. Вероятно, призма такого понимания
выстраивает видимый мною образ «Балтийской жемчужины» в ее нынешнем состоянии,
позволяет улавливать пресловутые различия (в иных случаях призма именуется
тонким вкусом, но я не претендую) и на их основании вытаскивать из памяти слова
«эрзац», «суррогат» и всё, что с ними связано. Словно бы
наследие тех буйно-перестроечно-понтово-тусовочных «... жемчужин», неумолимо
дотягиваясь из прошлого, безжалостно-порочным механизмом обнажает скелет
нынешней. Некую его искуственность, выстроенность, чуть ли не дисгармонию.
Неадекватность. Несоответствие уровня предлагаемого кинематографического
продукта и того, что сформировано тем самым наследием, и сформировано, похоже,
навсегда. Отсюда – привкус выморочной окультуренности
мероприятия. Вот
небольшое свидетельство моих размышлений. На официальном сайте «Балтийской
жемчужины», в русской версии, в разделе «Кинопрограммы», в списке фильмов
программы «Посвящение Каннам» знаменитый фильм Жана Виго по-русски назван...
«Атланта». Голос-0 Атланты –
уже из другой оперы. Оперу ту мы мальчишками пели в пионерском лагере. Хорошая,
в общем-то, песня о том, как магические до полупотешного абсурда создания (в
представлении воспитанников летнего учреждения) удерживают небо от бед,
почему-то была сделана нашей строевой. И вот хулиганистой группкой мы
сговорились однажды, по пути из корпуса в столовую, выкрикивать вместо фразы
«атланты держат небо на каменных руках» фразу «атланты держат небо на каменных
х...ях». Никто, конечно, в общем «хоре» не заметил подмены, увеличивающей
степень жизнеутверждающего пафоса текста до размеров уж точно невероятных, о чем
мы не подозревали даже в подсознании, где вяло копошились борения навязываемых
тоталитаризмом желаний. Но это – другая опера. Конечно же,
баржа в одноименном фильме Виго называется «Аталанта». И еще баржа с таким
названием мелькает в одном из прославивших Отара Иоселиани фильмов его
французского периода, о случайности/неслучайности чего сказано было немало. Но
не в рамках «Балтийской жемчужины». Называя вещи
своими именами, а именно – «Балтийскую жемчужину» и «Арсенал», задерживаясь на
их по-разному харизматичных лидерах, можно заметить
следующее. Видите ли,
одно дело – все девяностые дегустировать вино с Отаром Иоселиани. Другое дело –
дружить все девяностые с Джиной Лолобриджидой и ее знаменитой виллой. Как
сказали бы на родине Киры Муратовой (низкий поклон ей и Ренатушке), это две
большие разницы. Разница
примерно такая же, как между любимым мной именованием определенного состояния
духа «синефил» и жутчайшим словообразованием, родившимся в угрюмых недрах
местечкового безвоздушного журналистского словаря, –
«синемафил». Да, да, да!
Любой синефил скажет мне (и будет прав), что нынче на «Балтийской жемчужине»
просто засилье шедевров на любой, самый взыскательный,
вкус. Но, как
говаривал я уже не раз, путь фильма к зрителю – вещь довольно интимная. И
сегодня, в эпоху моря информации, в котором мы тонем, значение этой интимности
возрастает. Так, вне всякого контекста, о чем уже надоедливо сообщил многим
знакомым, я год назад получил свои сто минут чистого счастья от просмотра фильма
Клода Миллера «Малышка Лили». Это моя интимная связь с данным фильмом, связь, не
претендующая на что-то большее, чем границы интимности. А по очень большому
счету, разве на что-то большее претендует каждый из представленных шедевров на
его пути к зрителю? Так что
лично моя встреча, скажем, с новым фильмом Михаэля Ханеке никак не зависит от
его демонстрации на «Балтийской жемчужине». Из чего не стоит делать никаких
выводов. Но почему-то назревает финальная реплика. Возможно,
один из итогов нынешней «Балтийской жемчужины» – показать, что ситуация «здесь,
сейчас и потом» не слишком благоприятствует тому празднику кино, который мы
познали благодаря первым «Арсеналам». И возможно, прав «Арсенал» в его нынешнем,
насколько можно проследить, состоянии, ищущий несколько иные формы синефильского
безумия, чем просто радость смотреть хорошие фильмы в едином фестивальном
порыве. Но о том, что смотреть кино есть безумие, устроители «Балтийской
жемчужины» пока что точно не подозревают. 10 сентября
2005 года | |
Просмотров: 878 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |