РАЗБОРЫ [58] |
РЕЦЕНЗИИ [116] |
САНТАЛОГИЯ [11] |
СЦЕНАРНОЕ [4] |
ДЕКЛАРАНЦЕВ [6] |
Главная » Статьи » РАЗБОРЫ |
Итак, 27 февраля 2005 года
случилось очередное подведение кинематографических итогов, из разряда самых
пафосных. Вероятно, наиболее важным, радостным и интересным для нас итогом
является то, что американские киноакадемики сочли возможным дать приз за лучший
оригинальный сценарий фильму «Вечное сияние чистого разума». Автор сценария
Чарли Кауфман известен по таким работам, как «Быть Джоном Малковичем» и
«Адаптация».
«Вечное
сияние чистого разума» – картина о том, что чувственный мир человека тоньше и
богаче, чем самые фантастические возможности высоких технологий. Впрочем, в этом
как раз и заключается трагизм, пусть и светлый. Джим Керри и Кейт Уинслет
разыгрывают драму влюбленных, отношения которых зашли в тупик, и чтобы
избавиться от неминуемых страданий, они при помощи оказывающей соответствующие
услуги компании удаляют участки памяти, хоть как-то связанные с бывшим
возлюбленным. Однако,
оказывается, что, как ни начинай жизнь с белого листа, судьба все равно возьмет
свое. Поэтому фильм еще и вот о чем (даже в большей степени): в такие моменты
величие человеческого духа проявляется в том, чтобы принять фатальную
неизбежность как вызов року и испытание собственного внутреннего мира, его
способности противостоять внешним обстоятельствам, как бы они ни выглядели – в
виде компьютеров, стирающих прошлое, досадных неизбежностей близких отношений,
знания будущего или уводящих в детство фантазмов… Чарли
Кауфман в этом сценарии соединил идеи Марселя Пруста (память как сакральная зона
чувственного) и реалии постиндустриальной эпохи, пробитые дырами симулякров
(когда воображаемое опережает и подменяет происходящее). Что позволило режиссеру
Мишелю Гондри (бывшему клипмейкеру, автору лучших видеоверсий песен Бьорк)
разыграть во вполне голливудоподобном фильмическом пространстве не только драму
собственно главных героев, но и множество маленьких кинематографических драм: от
нелинейного повествования, виртуозно избегающего всякой оправдательности
«большого стиля», до спецэффектов, выстраивающихся в вызывающе неканонические
сюжеты. Что ж, пусть
не часто, пусть не в главных номинациях, но «Оскар» все еще готов замечать
киноискусство дерзкое, несогласное с привычными рамками. А значит – жив и сам
«Оскар», и разговоры о его окончательном вырождении в пустой и гламурный акт
шоу-бизнеса преждевременны. | |
Просмотров: 723 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |