РАЗБОРЫ [58] |
РЕЦЕНЗИИ [116] |
САНТАЛОГИЯ [11] |
СЦЕНАРНОЕ [4] |
ДЕКЛАРАНЦЕВ [6] |
Главная » Статьи » РАЗБОРЫ |
Впрочем, в уже далеком 1988-м Нугманов снимал фильм-прорыв. Расставание с
идеологическими архетипами, бисерную игру с жанровыми штампами, нащупывание
болевых точек современности режиссер аранжировал кодами французской «новой
волны». Гениальным ходом было сконцентрировать стилевую мозаику вокруг Виктора
Цоя. Возможно, таким же образом в 59-м Жан-Люк Годар закинул в центр экрана
Жан-Поля Бельмондо. В
«Игле» Нугманов сумел выделить универсальные компоненты харизмы рок-героя, в
случае Цоя по-восточному мудрой и по-ребячески прямолинейной, сцементировать ими
воздушный замок киноповествования.
Но в фильме заняты еще две не менее харизматические личности. Петр Мамонов, этот
доктор Бэрроуз с пластикой обколовшегося мима, и Александр Баширов с его
незабываемой речью в пустом зоопарке, поучительность которой актуальна и сегодня
для толпы, цепенеющей от бравады очередного вождя. И все же драматургический и
драматический центр «Иглы» – фигура Цоя. При том, что артистичность Мамонова и
Баширова на порядок выше, чем у Виктора, чуть ли не максимум исполнительской
атрактивности которого сосредоточен в язвительно-отстраненной фразе «он тебя
трахает, да?». Здесь важна не артистичность.
Вернее, артистичность другого, не характерного для кино, склада. Заслуга
Нугманова в том, что он обнаружил истинную суть этого дара в своем герое.
Сказать, что Цой в «Игле» является самим собой par
excellence – слишком просто.
Очевидно, фильм, запустивший главного героя в вечность, прикоснулся к Тайне.
Природа которой проявлялась на концертах и записях «Кино». Иначе не объяснить,
как без особого голоса, с банальными текстами и двухаккордной музыкой появляется
Последний Герой одной шестой части суши. Благодаря режиссуре Нугманова Цой
останется не только последним рок-героем (рок-движение на постсоветском
пространстве с его гибелью практически завершилось), но и последним героем
советского кинематографа. За
10 лет Тайна не утратила своей энергии, она сделалась более глубокой и
содержательной. Растущее число фанатов, знакомых с его голосом только по
записям, – лишь внешнее свидетельство этого. Другим являются загадочные моменты
экранной жизни «Иглы». Например, невозможность вспомнить имя персонажа, которого
играет Цой. Или столь завораживающее звучание начальной и финальной песен, что
изображение, без которого оно бы не состоялось, как бы просвечивается взглядом
насквозь и теряет свою внятность. Надеюсь, что мы не станем свидетелями байопика о Цое. Надеюсь не
потому, что вечно молодым рок-легендам достается от игрового и документального
кино (вспомним Джима Моррисона). Просто у нас уже есть фильм-размышление и
фильм-воспоминание о Викторе Цое, фильм, после которого гибель звезды стала по
меньшей мере логичной, фильм, выглядящий так, будто он снят после гибели. И мы
пойдем и в тысячный раз пересмотрим «Иглу». | |
Просмотров: 917 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |