РАЗБОРЫ [58] |
РЕЦЕНЗИИ [116] |
САНТАЛОГИЯ [11] |
СЦЕНАРНОЕ [4] |
ДЕКЛАРАНЦЕВ [6] |
Главная » Статьи » РАЗБОРЫ |
Фильм Такеши Китано «Затойчи»
своеобразно подытожил одну заметную тенденцию современного
кино.
Если
согласиться, что актуальные тематические направления кинематографа фокусируются
Голливудом, то в нынешнем интересе киношников ко всему самурайскому следует
усматривать одну из вечных проблем драматургии. А именно – поиск
героя. Всем
стандартным качествам героя, таким, как мужество и умение побеждать, а также
нестандартным, таким, как претерпевшая кризис джеймсбондовская самоироничность,
понадобилась новая упаковка. Тут и пригодилась формула «восток – дело тонкое»,
вернее, те ее особенности, которые способствовали переходу ориенталистского
присутствия на фестивалях в статус мейнстрима. Мейнстрим предполагает мгновенный
отклик в сознании обывателя на соответствующие понятия. Наиболее приспособленный
для такой процедуры терминологический ряд дает нам Япония. Среди всевозможных
суши, саке и гейш шуршит упаковочным шиком самурай. Пока Восток
для определяемого голливудоцентричным восприятием культурного пространства будет
экзотикой (долго ли?), самурайская упаковка позволит избегать прямолинейности в
образе героя. Что и требовалось доказать. И совсем неважно, представлены
доказательства в виде экзистенциальных исканий Джима Джармуша («Пёс-призрак:
Путь Самурая»), синефильских розыгрышей Квентина Тарантино («Убить Билла») или
мультикультурных усердствований Тома Круза («Последний
Самурай»). Однако в
этом контексте случай Такеши Китано, как и всегда, – особый. Чрезмерная
харизматичность Китано словно сама окутывала его персонажей из предыдущих
фильмов, плохих парней, самурайским духом, о котором уже можно было не
упоминать. Да и отношение этих персонажей к смерти вполне соответствовало.
Возможно, не слишком явный намек на невидимое присутствие в странных разборках
якудзы древнего воина с непреложным кодексом чести так завораживал нас в этих
фильмах японского режиссера («Безжалостный коп», «Сонатина», «Фейерверк»,
«Брат»). «Затойчи»
же, показавший, как устал Такеши Китано от собственных кроваво-лирических
изысканий, – это в первую очередь игра с образными и жанровыми структурами,
жонглирование штампами масскульта, чего раньше он себе не позволял. Причем эта
игра затрагивает и предполагаемую Голливудом по умолчанию идеализацию образа
(можно даже найти моменты фильма, где герой парадоксально жалок). Да и нелепо
ждать от Китано принявшей бы в его случае черты тавтологичности канонизации
самурая, каким того хочет видеть Запад. Харизма режиссера (а Китано сыграл
заглавную роль в своем фильме), помещенная в такую неканоническую среду, скорей
показывает, что истинный самурайский дух вряд ли пригоден для прямого
адаптирования к формам драматургического описания героя. И это,
пожалуй, самое интересное в «Затойчи» – как режиссер находит во вроде бы
универсальном киноязыке средства выражения, которые указывают на глубину
национальных отличий. Ведь такой фильм о самурае никогда не снял бы кто-либо,
кроме японца. | |
Просмотров: 789 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||