Приветствую Вас Гость!
Суббота, 04.01.2025, 00:55
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Мой Блог

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » РАЗБОРЫ

Красота с философским подтекстом
            К началу 90-х годов прошлого века в фестивальном движении, задающем тенденции и приоритеты мирового кинематографа, сформировалась мода на восток. Особую нишу в этом процессе заняло китайское кино. Подтверждением тому стали многочисленные престижные награды. Вот лишь некоторые: Золотой медведь Берлинского МКФ 1987 года («Красный гаолян» Чжана Имоу); Серебряный лев Венецианского МКФ 1991 года («Зажги красный фонарь» Чжана Имоу); Золотая пальмовая ветвь Каннского МКФ 1993 года («Прощай, моя наложница» Чена Кайге); приз за лучшую режиссуру Венецианского МКФ 1999 года (Чжан Юан, «Семнадцать лет»).

В специфике «китайской ниши» свою роль сыграли ожидания обращенных на восток киноманов. Ведь было бы скучно наблюдать просто экзотику. Куда интересней непохожесть не внешнего толка, а те ее проявления, что уходят корнями в многовековую, весьма обособленную культуру. То есть особые свойства киноязыка, сформированные экзистенциальными кодами. Поэтому нет парадокса в том, что такой киноязык прочитывается преимущественно в исторических лентах, где, казалось бы, его возможности ограничены и всё решает декоративное восстановление эпохи. Достаточно сравнить китайский фильм «Император и убийца» и голливудского «Последнего самурая», чтобы уловить решающую разницу. Которая и определяет стержень непреходящей моды.

Ее основные ориентиры – два выдающихся режиссера современности, Чжан Имоу и Чен Кайге. То, что они делают, можно охарактеризовать противоречивой формулой: камерный эпос. Размах действия никогда не заслоняет божественного величия отдельной судьбы, а частные переживания, словно стило каллиграфа, чертят летопись грандиозных событий. Ни одного лишнего кадра, жеста, линии, цвета. Эти прозрачность и четкость завораживают. Творчество Имоу и Кайге дарит уникальное переживание прекрасного, переживание, которое отодвигает нас от земного, сиюминутного, позволяет ухватить трагическую и просветляющую суть всякой красоты. Тут слышится приглашение к медитативности, созерцательности, при погружении в которые можно различить, как примиряется конфликтность нечеловеческих масштабов, конфликтность, возникающая вне сюжетов, там, где категории добра и зла не постигаются разумом.

Квинтэссенцией такого подхода стал недавний фильм Чжана Имоу «Герой». Сюжет о стойкости духа, о тесно связанных дружбе, любви и предательстве рассказывается через призму покушения на императора и тройного обмана, и всё это – в третьем веке до нашей эры. К тому же – с философским наполнением каждого эпизода. Страшно далекие реалии? Но «Герой» никак не похож на высокомерное эстетство, он не вызывает никакого отторжения, напротив, смотрится с удивительным азартом. А главное – когда вы в последний раз видели что-либо столь же зрелищное? В том же ключе снята и новая картина Имоу, «Дом летающих кинжалов», которая обещает стать одним из главных кинохитов 2005 года.

Формально в третье тысячелетие в составе Китая вступил Гонконг с его мощной киноиндустрией. И хотя это одна нация, тут свои традиции и свои герои. Один из которых, Вонг Кар-Вай, уже полтора десятка лет будоражит всякого мало-мальски чуткого зрителя бескомпромиссным напором поистине революционной романтики… Однако это уже совсем другая, хотя и не менее яркая история.

Категория: РАЗБОРЫ | Добавил: rancev (09.01.2010) | Автор: Дмитрий Ранцев
Просмотров: 832 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]