РАЗБОРЫ [58] |
РЕЦЕНЗИИ [116] |
САНТАЛОГИЯ [11] |
СЦЕНАРНОЕ [4] |
ДЕКЛАРАНЦЕВ [6] |
Главная » Статьи » РАЗБОРЫ |
В специфике
«китайской ниши» свою роль сыграли ожидания обращенных на восток киноманов. Ведь
было бы скучно наблюдать просто экзотику. Куда интересней непохожесть не
внешнего толка, а те ее проявления, что уходят корнями в многовековую, весьма
обособленную культуру. То есть особые свойства киноязыка, сформированные
экзистенциальными кодами. Поэтому нет парадокса в том, что такой киноязык
прочитывается преимущественно в исторических лентах, где, казалось бы, его
возможности ограничены и всё решает декоративное восстановление эпохи.
Достаточно сравнить китайский фильм «Император и убийца» и голливудского
«Последнего самурая», чтобы уловить решающую разницу. Которая и определяет
стержень непреходящей моды. Ее основные
ориентиры – два выдающихся режиссера современности, Чжан Имоу и Чен Кайге. То,
что они делают, можно охарактеризовать противоречивой формулой: камерный эпос.
Размах действия никогда не заслоняет божественного величия отдельной судьбы, а
частные переживания, словно стило каллиграфа, чертят летопись грандиозных
событий. Ни одного лишнего кадра, жеста, линии, цвета. Эти прозрачность и
четкость завораживают. Творчество Имоу и Кайге дарит уникальное переживание
прекрасного, переживание, которое отодвигает нас от земного, сиюминутного,
позволяет ухватить трагическую и просветляющую суть всякой красоты. Тут слышится
приглашение к медитативности, созерцательности, при погружении в которые можно
различить, как примиряется конфликтность нечеловеческих масштабов,
конфликтность, возникающая вне сюжетов, там, где категории добра и зла не
постигаются разумом. Квинтэссенцией
такого подхода стал недавний фильм Чжана Имоу «Герой». Сюжет о стойкости духа, о
тесно связанных дружбе, любви и предательстве рассказывается через призму
покушения на императора и тройного обмана, и всё это – в третьем веке до нашей
эры. К тому же – с философским наполнением каждого эпизода. Страшно далекие
реалии? Но «Герой» никак не похож на высокомерное эстетство, он не вызывает
никакого отторжения, напротив, смотрится с удивительным азартом. А главное –
когда вы в последний раз видели что-либо столь же зрелищное? В том же ключе
снята и новая картина Имоу, «Дом летающих кинжалов», которая обещает стать одним
из главных кинохитов 2005 года. Формально в
третье тысячелетие в составе Китая вступил Гонконг с его мощной киноиндустрией.
И хотя это одна нация, тут свои традиции и свои герои. Один из которых, Вонг
Кар-Вай, уже полтора десятка лет будоражит всякого мало-мальски чуткого зрителя
бескомпромиссным напором поистине революционной романтики… Однако это уже совсем
другая, хотя и не менее яркая история. | |
Просмотров: 832 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |