РАЗБОРЫ [58] |
РЕЦЕНЗИИ [116] |
САНТАЛОГИЯ [11] |
СЦЕНАРНОЕ [4] |
ДЕКЛАРАНЦЕВ [6] |
Главная » Статьи » РАЗБОРЫ |
С учетом роли «Арсенала» как медиатора между глобальным
киноконтекстом и зрителем кажется справедливым этот вопрос обобщить и отнести
его к сегодняшнему состоянию кинематографа как такового. Однако делать это
следует осторожно, помня о том, что зрительский охват даже самого искушенного
специалиста не лишен момента случайности. Впрочем, даже в рамках самого
кинофорума заявление о том, что видел все главное, достаточно сомнительно.
Тезисы этой статьи можно воспринимать как вариативные, указывающие на срез одной
трети фестивальной программы, и тем не менее предполагающие хотя бы возможное
отношение к самому широкому контексту.
Бросается в глаза отсутствие как ярко негативных, так и ярко
позитивных тем. Вряд ли это свидетельствует о соответствующих тенденциях
общемирового кинопроцесса. Скорей – о том, что «Арсенал» избегает
прямолинейности, то есть не включает в круг своих интересов фильмов с «лобовым»
идейным осмыслением материала. Исключения, как обычно, подтверждают правило. Фильм Александра
Гордона «Пастух своих коров» снят, как сказали бы раньше, о любви к Родине. Для
сегодняшнего российского столичного интеллектуала, каковым является Гордон (он
известный тележурналист), это означает безудержное и жертвенное стремление к
родной земле в ее искомой девственности, декларативную почвенность
среднерусского села, словом, возвращение к корням. Несмотря на отличную
операторскую работу и общую фактурность фильма, сказалась режиссерская
несостоятельность в умении находить точный разноуровневый баланс между
очевидностью высказывания и вживлением этого высказывания в экранную плоть. В
итоге вполне злободневный, пусть и несколько зачаточный, антиглобалистский посыл
обернулся патриотической профанацией. Собственно любовь, важнейшая тема искусства вообще, в фильмах
фестиваля присутствует в основном вторично, чаще всего – как цемент
повествования, отдавая смысловое напряжение другим тематическим вопросам,
фиксируемым за фабульной оболочкой. Можно назвать лишь два (выдающихся) фильма,
в которых это не совсем так. Картины «Замужества» (режиссер Катрин Мартэн,
Канада) и «Любовники с Полярного Круга» (режиссер Хулио Медем, Испания) – о
любви. Но «Замужества» представляют собой «женский» ракурс отношений мужчины
и женщины, что, с учетом нарушенной здесь фаллоцентрической традиции, дает очень
интересный тематический сдвиг. Все, что происходит в этом фильме между женщиной
и мужчиной (происходит в высшей степени кинематографично!), имеет природу
архетипичной тоски, вызванной первичной разделенностью по половым признакам. Это
позволяет придать образу женщины в перманентном поиске счастья общегуманную
глубину. В «Любовниках с Полярного Круга» имеющая центральное место любовная
коллизия – суть великая иллюзия. Высокий градус чувств Отто и Аны поддерживается
подпорками образных решений, он механически складывается виртуозной структурой.
Пружина отношений создается не силой драматургического развития, а пересечениями
и связками сугубо визуального воздействия, образующего лабиринты рефренов,
флэшбеков и флэшфорвардов. Фишка в том, что после просмотра остается
уверенность: мы наблюдали любовную историю шекспировского накала. Что касается вообще сильных чувств или предельных ситуаций, отмечу,
что ни в одном из виденных мной фестивальных фильмов не доминирует проблематика,
скажем, ненависти или доброты. В большинстве самых интересных лент либо плетутся
сложные тематические узоры, рассчитанные на несколько слоев восприятия и,
возможно, на повторные просмотры, либо при помощи филигранной формы высекаются
чистые эмоции, как бы в обход содержательного импульса, который угадывается
«боковым зрением» и предполагает косвенное воздействие. Так, тема смерти присутствует в нескольких работах, но она скорей
служит камертоном, по которому выверяется фильмическая конструкция, создающая
атмосферу. В испанском фильме «Пау и его брат» (режиссер Марк Реча) и
французско-португальском «Я возвращаюсь домой» (режиссер Маноэль де Оливейра)
смерть – начальное событие, задающее и в том и в другом случае странную
драматургию. Причем, что важно, это закадровая смерть – героям обоих фильмов о
ней сообщают по телефону. Соответственно, и тематическая канва осмысления смерти
в этих двух картинах косвенная, она просто усиливает значимость поступков
персонажей, но напрямую в события не вмешивается. Дело в том, что сегодня смерть все меньше рассматривается как предмет
самостоятельного художественного высказывания (если не погружаться в
микроскопические исследования измененной телесности, а таковых на нынешнем
«Арсенале» нет, за исключением невнятного экзерсиса питерского некрореалиста
Евгения Юфита «Убитые молнией»). Интересней использовать смерть в качестве
импульса для ментального дистанцирования. Отсюда – тема цикличности и возвращения, наиболее рельефно заданная в
фильмах «Круг» (режиссер Джафар Панахи, Иран), «Утро понедельника» (режиссер
Отар Иоселиани, Франция), «Человек без прошлого» (режиссер Аки Каурисмяки,
Финляндия). В «Круге» цикличность формирует структуру для нагнетания мотива
обреченности (речь идет о положении женщины в современном Иране). В картине
«Утро понедельника» понятие цикла благодаря педалированной созерцательности
восходит к идее гармонизирующей роли культуры, которая примиряет мироздание и
человека. В фильме «Человек без прошлого» (кстати, тоже начинается со смерти
героя, правда, в антураже утрированной условности) замыкание круга завершает
поиск человеком себя. Но указанная тема неизбежно реализуется через осмысление фиктивной
и/или заемной жизни. Герой норвежской документалки «Все о моем отце» (режиссер
Эвен Бенестад) – порядочный семьянин, благопристойный член общества и…
трансвестит. Здесь артистизм (без которого перевоплощения в противоположный пол
невозможны) парадоксально подытоживается не как направленные вовне игры
самовыражения, а как глубоко интимное переживание. Герой ленты француза Лорана Канте «Тайм-аут» выдумывает себе историю,
вытаскивая нить из прошлого, и с не меньшими, чем у трансвестита из
вышеупомянутого фильма, внутренними муками репрезентирует фиктивность: он
скрывает от семьи, родственников и близких свою безработность. «Человеку без
прошлого» жизнь выдумывают другие, благодаря чему он, вступая в
активно-полемическое душевное примеривание навязанного, обретает себя как бы на
новой инкарнационной ступени: когда выясняется прошлое, «промежуточная»
полувиртуальная жизнь оказывается более настоящей, чем то существование, из
которого его выкинула судьба. Заемной жизни касается и Иоселиани. Венецианский
маркиз, к которому направляется Венсан, оказывается мистификатором (хотя тут
трудно провести грань между благородством изображаемым и наличествующим).
Контраст маркиза с образом Венсана помогает показать возвращение последнего в
бытовую рутину как оптимистическое возвращение к своей
подлинности. То же возвращение к себе (вернее, попытка, возведенная в ранг
большого поступка) – финальный уход героя Мишеля Пикколи со съемок «Уллиса» (в
фильме «Я возвращаюсь домой»). Кстати, мотив актерства достигает кульминации в
фильме французского классика Жака Риветта «Кто знает?» – в сцене «русской
дуэли»: актер с философом на осветительных мостках в театре выпивают по бутылке
водки и ждут, кто первый свалится с пятиметровой высоты. Но упавший попадает в
страховочную сетку, кульминация оборачивается фарсом, «высокое актерское
безумие» дискредитируется. Вероятно, столь плодотворная когда-то, тема актерства
теряет актуальность именно потому, что проблема заемной жизни на примере
человека обычного (как в «Тайм-ауте») оказывается более созвучной и близкой
болевой точке современности – чувстве утраты реальности. Проходящая сквозной нитью через само современное киномышление,
подпитываемое ситуацией власти симулякров, идея вторичности зачастую является
источником сюжетных конфликтов. Если в фильме «Утро понедельника» вездесущая
приоритетность копии прослеживается в основном на визуально-предметном уровне,
то в «Тайм-ауте» потеря подлинности преподносится как трагедия ускользающей
идентичности. И маргинальность героя оттого, что она тщательно маскируется,
становится еще более драматичной. Недаром в сюжете фильма мощно задействовано
такое понятие, как «крутка», прозрачно намекающее герою, что и он – что-то вроде
подделки. Тут остро поднимается вопрос об унижении личности вследствие развития
цивилизации и художественно переживается тот факт, что человеческое достоинство
находится в состоянии неустойчивого равновесия, вопреки устойчивому техническому
прогрессу. Проблема шаткого достоинства может быть завуалирована одержимостью.
Это чувство служит мотивационной пружиной развития человеческих отношений в
фильмах «Остров» (режиссер Ким Ки-Дук, Южная Корея) и «Который там час?»
(режиссер Цай Минг-Лянг, Тайвань – Франция). В «Острове» оно самодостаточно –
там показана одержимость, исчерпывающая себя до негативного катарсиса:
странно-извращенная любовь не разрешается по линии взаимосвязанности двух
человек, финальный взгляд режиссера буквально втаптывает их в тщательно
созданное метафизическое пространство. Более конструктивный подход осуществлен в
картине «Который там час?», где одержимость, дойдя до количественного предела
(представьте тайваньского юношу, неистово переводящего все возможные часы на
время Парижа, города, который является единственным абстрактным свидетельством
его любви к уехавшей туда девушке), переходит в новое качество. Имя которому –
ностальгия, имеющая сегодня свойство важного идейного противопоставления
тотальной виртуализации с ее фальсифицированной исполнимостью
желаний. Это
та самая экзистенциальная тоска, которая остается константной опорой
человеческого существования и, по сути, является основой серьезных
кинематографических замыслов в настоящее время. | |
Просмотров: 898 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |