Приветствую Вас Гость!
Среда, 01.05.2024, 17:17
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Мой Блог

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » РАЗБОРЫ

Особенности утрированной ментальности, или Наши девки круче
Говорят, что чуть ли не в каждом российском офисе сегодня слышатся скрипучие смешки Масяни – то ли зловредные, то ли жизнеутверждающие. Кто-то скачивает коротенькие сюжеты флэш-анимации с интернет-ресурса mult.ru, кто-то их сгоняет друзьям на видео. Так или иначе, всеобщий оттяг набирает обороты, и характерно произнесенные цитаты можно уже услышать и в Риге.

Народная Масяня

Так что это за девочка? Масяню придумал петербургский дизайнер Олег Куваев. Он же создает коротенькие серии и размещает их на своем сайте. Масяня – эдакая оторва растянуто подросткового возраста. Вроде бы анекдотический персонаж в как бы анекдотических обстоятельствах обретает популярность странного свойства, которую не спишешь только за счет юмора.
Масяню уже окрестили «нашим ответом "Южному парку”». Нужно только учесть, что если «Южный парк» по сути – отчаянный вопль горстки интеллектуалов в болоте политкорректности, ищущий массового успеха спекулятивными методами, то странная элитарность Масяни питается ее же истинной народностью. Если маленькие дебилы «Южного парка» нужны только для того, чтобы смех над ними прошиб к смеху над системой, то Масяня симпатична до легких мурашек, а смех над ее проделками не всегда столь структурирован. И что очень важно – не чувствуется за этой девчонкой сильной и четко направленной идеи протеста.
С первого взгляда Масяня – типичная «плохая девочка». Но где неистребимая духовность русских падших женщин, где ушловатая цельность западных supergirls? Может, она не такая уж и плохая? Нет в ней инфернальной притягательности отрицательных героев, но не дает она и возможности зацепиться хоть за какой-то нравственный урок, а природа ее обаяния, возможно, вскоре станет серьезным поводом задуматься о сдвиге этических границ в человеческих отношениях.
Судите сами. Вот сидит Масяня на подоконнике с бутылочкой чего-то, мычит себе тему из «Эммануэли», отвечает пацану: «ну привет, лохматый!» Вместо рассказа об Амстердаме усаживает его за кухонный стол, пускает по столешнице заводного болванчика-наркодилера, механически бормочущего «экстази, кокэйн». А потом как врежет бутылкой лохматому по кумполу! Пояснив: «и перед глазами всё плывет, хе-хе-хе…»
Или, готовясь к скромному дню рождения («пива? нет, фигушки, еще напьются, свинарник будет»), перечисляет необходимые «угощения» с беззаботной обыденностью, с какой обсуждают в песочнице платьица кукол: «ну, кокаинчика грамма четыре, травы там коробка три, ну и гашика, конечно, – есть любители, марок штучек десять, порнуха есть, да, навалом, тарелочка амфетаминчиков, ну, колеса всякие…»

За что ее любят

Конечно, Масяня, как это признает и ее создатель Олег Куваев – во многом следствие обобщения и утрирования. Но, очевидно, что при этом нащупан такой скрытый нерв сегодняшней ситуации, что с легкостью прилипают не только ее фразочки. Но и главное в них – интонации. А ведь это не тембрально вычерченный по параметрам зрительских идентификаций голос профессионального актера, а весьма невнятная компьютерная пищалка! Вот что удивительно, но и так логично: утрированность на всех уровнях (прорисована Масяня тоже, как вы понимаете, сверхлапидарно) складывается в столь высокую меру естественности, что становится ощутимым присутствие невыговариваемых истин меняющегося мира. Вопрос только – кому и в каком виде они сейчас нужны? Недаром в одном из интервью Олег Куваев с иронией заметил: «Грубо говоря, Масяня – это современный менталитет».


Проиллюстрировать феномен Масяни можно тем фактом, что Тарантино начался не с безоговорочной удали лихой мочиловки, а с обсуждения «бешеными псами» песни Мадонны – к сюжету этот полилог не причастен, но именно мужланские шутки над многократной девственностью стали новым словом в кино. Оказалось, есть место киногероям, которые мурлычут под нос невнятную мелодию не по далеко идущей задумке драматурга, а потому, что на экране, будь то простыня кинозала или монитор подключенного к Сети компьютера, возможна правда жизни. Самая незамысловатая. Необремененная фобиями экранной культуры. Такими, например, как политкорректность или борьба с ней. В этом гениальность Масяни и ее существенное отличие от большинства кинореволюций. Этот персонаж ЖИВЕТ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ. Если задуматься и сопоставить, и разглядеть ниточки, которые тянутся от сложных механизмов культурного процесса к своим марионеткам, становится понятно, сколь уникален этот случай не только среди человекоподобных фантомов коллективного воображения, но и среди самих людей. За что Масяню и любят.


Категория: РАЗБОРЫ | Добавил: rancev (11.01.2010) | Автор: Дмитрий Ранцев
Просмотров: 933 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]