РАЗБОРЫ [58] |
РЕЦЕНЗИИ [116] |
САНТАЛОГИЯ [11] |
СЦЕНАРНОЕ [4] |
ДЕКЛАРАНЦЕВ [6] |
Главная » Статьи » РАЗБОРЫ |
Брендом
сегодняшнего английского арт-хауса является Питер Гринуэй. Но интересно, что у
барочных безумств его лент и соцреалистической хирургии фильмов Кена Лоуча и
Майка Ли больше общего, чем у двух стандартных голливудских боевиков. Это общее
и есть стиль английского кино. Эстетические особенности киношных опытов англичан
поныне задаются странной смесью классической сдержанности, восходящей к
знаменитой чопорности, и подспудной тяги к панку, который появился именно здесь
и давно преодолел рамки жанра или образа жизни. А пресловутый черный юмор
сегодня трансформировался в уникальную форму раскрепощенности, не озабоченную ни
политкорректностью, ни борьбой с ней. В сюжетах
британских фильмов нередко встречается недосказанность. В этом есть и легкость,
позволяющая мимоходом прикоснуться к бытию, и жест замаскированного
перемигивания, на которое авторы вызывают зрителей. Другой приметой стиля
является затягивающая гладкость визуальной подачи и ритма. Но в этой гладкости
ощутима возможность взрыва. Поэтому в атмосфере фильмов, базируется она на
монументальности, обыденности или фабульном напряжении, всегда присутствует
загадка. Актерские
работы характеризуются подлинной интеллигентностью, дающей возможность сочетать
серьезность проработки и богатство выразительных приемов с душевной дерзостью,
для которой нет социально установленных ограничений. Таковы лучшие роли Тима
Рота и Гари Олдмена, Тильды Свинтон и Эвана Макгрегора, Роберта Карлайла и Джуда
Лоу, и, разумеется, Роуэна Аткинсона. Смотрим ли
мы картины беспардонного Гая Ритчи («Snatch»)
или сосредоточенного Стивена Долдри («Часы»), утонченных Салли Поттер
(«Орландо», «Человек, который плакал») и Йена Софтли («Крылья голубки», «Планета
К-Пэкс») или экспериментирующего Майка Фиггиса («Отель»), мы имеем дело с тем,
что цементирует стилевое разнообразие, – с врожденной причастностью традиции. А
здесь – и глубина, и мощный культурный бэкграунд. Благодаря которому
художественная состоятельность экранной единицы и ее автора не нуждается в иных
доказательствах, кроме творческого импульса. Поэтому, когда английский
кинематограф дарит ощущение свободы, в нем нет ни пафоса ниспровержения, ни
крика об экзистенциальной боли, ни манифестации национальных особенностей. Есть
свобода как таковая, то есть свобода, не требующая для своего описания и
объяснения никаких слов. Вот за это мы еще долго сможем любить английское
кино. | |
Просмотров: 758 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |