РАЗБОРЫ [58] |
РЕЦЕНЗИИ [116] |
САНТАЛОГИЯ [11] |
СЦЕНАРНОЕ [4] |
ДЕКЛАРАНЦЕВ [6] |
Главная » Статьи » РАЗБОРЫ |
Если как следует, но честно
поразмышлять о современном немецком кино, то, отметив всё новаторское, добротное
и животрепещущее, преодолев позыв академической зевоты, неминуемо придешь к
ностальгии по не столь современному немецкому кино. По 70-м – 80-м, когда
кинопленка словно с трудом удерживала мощь творений Райнера Вернера Фассбиндера,
Вернера Херцога, Фолькера Шлёндорфа. Впрочем, еще одно имя из этой славной
когорты дает нам повод для более конструктивных переживаний, чем ностальгия. Вим
Вендерс в 2005 году отметил свое шестидесятилетие. Замечательный возраст для
режиссера. Сегодня Вендерс полон идей, планов, его человеческий и художнический
опыты обогащаются новыми гранями.
При отсутствии массовой
популярности статус живого классика Вендерса подтверждается хотя бы некоторыми
из наград престижных фестивалей: Золотым львом Венецианского 1982 года за фильм
«Положение вещей», Золотой пальмовой ветвью Каннского за «Париж, Техас» в 1984,
призом за режиссуру в Канне за «Небо над Берлином» (1987). Многие его работы
ныне заслуженно хрестоматийны. Хотя начиналось всё, как водится, с
увлечения. Со многих увлечений. Одно из них
характерно для большинства европейских «волн» в кино 60-х – 70-х. Это увлечение
Америкой. В случае Вендерса происходила фетишизация внешних примет того образа
жизни, который был знаком ему по заокенским фильмам (он еще был и отъявленным
синефилом!) и следы которого пытливый начинающий режиссер отыскивал в германской
действительности. В конце 70-х он признавался, что не мыслит своих картин без
бензоколонок и музыкальных автоматов. Но в банальных проявлениях цивилизации
Вендерс сумел разглядеть универсальную киногению, которой безразличны
национальные и политические реалии. Не потому ли при первой возможности
немецкий режиссер начинает позиционировать себя как гражданин мира? Его
космополитизм апеллирует не столько к осознанию планеты как общего дома, сколько
к людям, ее населяющим. А поскольку как киношник Вендерс понимает, что мир – это
наши мысли о нем, он вибрирует ощущением сопричастности к духовному процессу,
без которого ангелы в небе над Берлином (над любым местом Земли) вряд ли обратят
на нас внимание. И постоянно ищет единомышленников, на каком бы языке они ни
говорили и чем бы они ни занимались (хотя в первую очередь – среди
кинематографистов). Проявляет живую к ним заинтересованность, творческое (иногда
– не только) участие в их судьбе, ищет возможности
взаимоподпитки. Патриарха независимого
американского кино Сэма Фуллера Вендерс снимает в «Американском друге» (1977).
Светлое прощание с умирающим от рака Николасом Реем (знаменит «Бунтовщиком без
причины» (1955) с Джеймсом Дином) облекает в деликатный акт совместной режиссуры
– в картине «Фильм Ника / Молния над водой» (1980). Кстати, здесь же ассистентом
работает Джим Джармуш, будущая звезда американского арт-хауса. Задействуя членов
съемочной группы культового чилийского режиссера Рауля Руиса, Вендерс создает
«Положение вещей». Денежный эквивалент Каннской премии 1987 года субсидирует
канадцу Атому Эгояну, снявшему в 90-е не один шедевр. Будучи председателем жюри
Каннского фестиваля в 1989-м, Вендерс настаивает на присуждении главного приза
(за «Секс, ложь и видео») Стивену Содербергу – еще одному любителю превращать
банальное в фетиш. Дает роль Михаилу Горбачеву в фильме «Так далеко, так близко»
(1993). В 1995 году вместе с великим Микеланджело Антониони осуществляет
постановку визионерской драмы «За облаками». Близко Вендерсу и цеховое братство
музыкантов. Так, «Париж, Техас», при всех его кинематографических достоинствах,
– это еще и впечатляющее сотрудничество с гитаристом Рэем Кудером. А «Небо над
Берлином» – еще и прыжок в мировую известность австралийца Ника Кейва… Вендерс
снимает клипы U2, а ирландцы во главе с
Боно, в свою очередь, пишут музыку к его фильмам. После документальной ленты
1999 года «Buena Vista Social Club» ее герои, кубинские
музыканты, звезды 50-х и чистильщики обуви в 80-е, получают приглашение
выступить в Карнеги-холле. Музыкальное чутье – это способность
распознавать чистое, незамутненное знаковыми структурами состояние. Не потому ли
для творчества Вендерса оказался определяющим самый «атмосферный» жанр кино –
роуд-муви? Жанру «дорожных фильмов» Вендерс придал новые, завораживающие
измерения, фактически узаконил статус роуд-муви как интеллектуального,
философского кино. Именно такая интерпретация роуд-муви подавляет сюжетные линии
в фильмах «Алиса в городах» (1974), «Ложное движение» (1975), «С течением
времени» (1976), «Париж, Техас». Результат медитативного вглядывания в сменяющие
друг друга по ходу путешествия предметы – своеобразные фотографии времени. Ведь
для Вендерса важней не прохождение некоего отрезка пути (цель линейного движения
им всегда дискредитируется), а течение времени. И ухватить его можно, как раз
вглядываясь в чередующиеся слепки пространства. В итоге само пространство,
физические связи которого с реальностью становятся всё более зыбкими, обретается
через метафизику. Ненадежность, ускользание в
виртуальность видимой реальности – одна из главнейших тем культурологической
мысли 90-х годов. Очевидно, что визуальные мотивы фильмов Вендерса предвосхитили
навязчивый морок постиндустриального общества – утрату незыблемых ранее
ориентиров, восходящих к фундаментальности оригиналов, власть вторичностей,
копий, подмену событий их имитациями… В картине «Алиса в городах» поляроидные
снимки как единственные свидетельства бытования главного героя в уже тогда не
вполне реальной Америке намечали направление ложного движения по родной
Германии. А ключевая сцена «Парижа, Техаса» построена на фальсифицирующих
чувства отражениях в полупрозрачной перегородке «дома
свиданий». Неудивительно, что Вендерс так и не
научился снимать жанровое кино. Свидетельством тому – громкие провалы лент «Алая
буква» (1973) и «Хэммет» (1982). Разработанные кассовыми фильмами пружины
действия режиссер в лучшем случае подменяет изощренными образными находками, как
бы лишний раз подчеркивая несовместимость повествовательности с природой
кинематографа. В финале «Положения вещей» влезший в долги кинопродюсер, услышав
выстрелы и поняв, что стреляют в него, выхватывает, словно пистолет,
восьмимиллиметровую кинокамеру и обводит ею окружающее пространство. Последнее,
что мы видим – это взгляд упавшей на асфальт камеры, продолжающей снимать после
смерти владельца. Не правда ли, весьма убедительное признание в любви к кино
страстного визионера? Парадоксально или нет, но в
творчестве Вендерса центральное место отдано человеку. Впрочем, особым образом.
Тематическая доминанта его работ – это отношение к другому, преодоление
экзистенциально заданного отчуждения, наведение мостиков в обретаемом
пространстве. Будь то путешествие журналиста из «Алисы в городах» по воле
потерявшейся девочки, мучительное восстановление собственной личности вопреки
провалам защищающейся от семейной трагедии памяти в «Париже, Техасе» или попытка
ангела из «Неба над Берлином» примерить человеческую суть… Когда двенадцатилетнему Вильгельму
Эрнсту Вендерсу подарили любительскую кинокамеру, он нацелил ее на ближайший
перекресток родного Дюссельдорфа и снимал, пока не кончилась пленка. Будущий
режиссер органически не мог нажать на кнопку «стоп» и насильственно прервать акт
визуального фиксирования. Похоже, Вендерс продолжает хранить веру в то, что
существующая реальность – это в первую очередь реальность взгляда. Что и делает
его кинематографистом par
excellence. | |
Просмотров: 882 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |