РАЗБОРЫ [58] |
РЕЦЕНЗИИ [116] |
САНТАЛОГИЯ [11] |
СЦЕНАРНОЕ [4] |
ДЕКЛАРАНЦЕВ [6] |
Главная » Статьи » РАЗБОРЫ |
Помните монологи Сэмюэла Л.Джексона
в «Криминальном чтиве»? Рядовой мафиози Джулз гневно цитировал Книгу пророка
Иезекиля будущим жертвам. Те начинали заикаться, а зрители радовались
тарантиновской изобретательности.
Совсем не
радостные вариации на ту же тему предлагают религиозные программы на
телевидении. Обычно днем, по общедоступным каналам, когда жертвами беснующихся
проповедников могут стать дети и домохозяйки. Pulp
Fiction
недаром так быстро стал классикой. Как ей и положено, фильм продолжает свое
существование, художественно осмысляя многие явления социальной и культурной
жизни. В частности, религиозные программы. Которые делают свое дело тихо, но
настойчиво. Если
праведный блеск в глазах Сэмюэла Л.Джексона – не более чем проявление актерского
таланта, то у телевизионных «праведников» в глазах горит нешуточный огонь. Если
Сэмюэл Л.Джексон после своих слов разряжает реквизитный пистолет, то здесь
кажется, что после проповеди с неба спустится взвод омоновцев и откроет
автоматный огонь на поражение. Таков агрессивный накал
телерелигии. Если в
каком-нибудь из готовящихся к съемкам фильмов запланирована сцена, где диктатор
превращает народ в послушное стадо, я предложил бы взять фрагмент религиозной
передачи. Почти без изменений. Только повесить на задник сцены нужную символику
и подложить соответствующий текст вместо перевода. Трудно
придумать лучшее место для дискредитации церкви, чем телевидение – в том виде, в
каком оно используется различными миссиями. Проповедь сделана по принципу
телешоу и ничем не отличается от выступления, к примеру, эстрадного юмориста.
Тактика тут одна – завоевать внимание толпы, подчинить ее себе. А психология
внимающей толпы строится по одним и тем же законам. Повсюду: на концерте Майкла
Джексона или в зале для прослушивания речей фюрера. И не важно, чем доводят
толпу до экстаза – скорым искуплением грехов или предвыборным обещанием дешевой
водки. Средства
массовой информации развращают церковных отцов доступностью и действенностью.
Как-то забывается, что путь к Богу – у каждого свой. Стройные ряды ведут не к
Вере, а известно куда. В фильме
Тарковского «Андрей Рублев» Андрей цитирует мальчику-князю евангельские строки:
«Если я говорю голосом ангела или дьявола, а любви не имею, то слова мои – медь
гремящая и кимвал бряцающий». Атмосфера полуденной умиротворенности: стены
готовящегося к росписи храма, вспышка легкой пушинки, детский смех. Не имеет
значения текст, который произносят герои Анатолия Солоницына и Сэмюэла
Л.Джексона, а также безвестные бойцы религиозного фронта. Важно все остальное,
поскольку мы имеем дело с визуальным представлением. Важная тотальная
постмодернистская ирония Тарантино. И тоталитарная серьезность телемиссионеров.
Настолько гнетущая, что впору вставлять плач испуганных детей – так, как
вставляют смех в юмористических сериалах. «Что там
ангелы поют такими злыми голосами?» – надрывно хрипел Высоцкий в одной из лучших
своих песен. Хотите узнать – включайте телевизор и ловите на латвийских каналах:
«Живое слово», «Благая весть», «Победный глас верующих». И так
далее. | |
Просмотров: 903 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |