РАЗБОРЫ [58] |
РЕЦЕНЗИИ [116] |
САНТАЛОГИЯ [11] |
СЦЕНАРНОЕ [4] |
ДЕКЛАРАНЦЕВ [6] |
Главная » Статьи » РЕЦЕНЗИИ |
«Бригада». Режиссер Алексей Сидоров. О плохом кино писать легче. Всегда видно, что тебе не понравилось, и чаще всего можно докопаться, почему случилась лажа. С хорошим труднее. Можно указывать на правильные детали, на грамотный подход и прочее, а чего-то неуловимого, невыразимого в словах (кино ведь штука визуальная), того тонкого и важного, без чего все развалилось бы, и не схватишь. Вроде другой и то сделает как по писаному, и это – в соответствии с учебником, а вглядишься издали – не-а, интонация не та… Живые подтекстыВ «Бригаде» всё – то!
Начиная с факта, что это действительно кино, без скидок на быстрое производство
и малый срок годности продукта – качества, предполагаемые телеформатом как будто
априори. Иначе сериал бы точно не стал культовым. А кино не существует без
крепкой руки автора. Господи, ну до чего же умный режиссер Алексей Сидоров! Как
он любит свою профессию, любит с тем осознаваемым до последней капли, но от
этого не менее пылким, азартом, который сам по себе преображает предмет любви в
вещь уникальную. Не поэтому ли у Сидорова все сложилось, склеилось,
срослось? И ведь умница не
только потому, что, скажем, вплетает структурообразующие нити аллюзивности (но
как ненавязчиво это делает!). Хотите, раскладывайте членов «Бригады» по
известной четверке Александра Дюма-отца (ложатся как влитые). Хотите – получайте
двойное удовольствие от истории с Олиной туфелькой, которую понес Саня Белов
чинить на Рижском, да опоздал на поезд, умчалась Золушка. Умчалась, кстати,
туда, где ее подтекстовое имя сменится шекспировским, когда на свадьбе
мещанствующая в интеллигентстве родственница юной скрипачки буркнет спутнику
«Мезальянс!», а Белый, не слышавший ее, но схватывающий любую ситуацию на лету,
весело скажет своей красавице-жене: «Ну прям Монтекки и Капулетти!». Важно, что
в этой, как и в миллионе других аллюзивных схем, нет схематизма, потому как идут
они не от воздухосотрясательных игр интеллекта, а от внимательного осмысления
фундаментальных законов человеческих отношений. Хлеб души и зрелищеВпрочем, хотите –
оставьте подтексты за рамкой своего зрения. Вы все равно нутром прочувствуете
эту зацепленность всего показанного в фильме за наши с вами вросшие в культуру
нервы. Потому что описанная компонента (можно было взять в качестве
подтверждения блестящего профессионализма любую другую) работает! А почему
работает, не скажет никто – даже сам Сидоров. Хотя нет, вот сказал же, в «Школе
злословия» – «Мечтаю снять свой "Титаник”!». Алексей
имел в виду, что кино в первую очередь – аттракцион, развлечение, имеющее
площадкой экранную плоскость. Отсюда и танцевать надо. Ведь что происходит,
когда о зрелищности забывают? Происходит, например, сериал «Любить по-русски»,
снятый большим актером Евгением Матвеевым. (Злобное сравнение Джигурды с
Безруковым оставлю в скобках.) Забыл (не знал?) Матвеев об экранном воздействии
на глаза, всё эту русскую душу загадочную постичь хотел, а она, подлая, взяла и
смутировала в какой-то «мыльный» бестолковый угар. Душа-то, может, тоже хотела,
но не дали ей на экран пробиться. Он, экран, конечно, все стерпит, но законы
свои имеет и нещадно в соответствии с ними показывает: где душа, а где вопли и
сопли о той душе. У Алексея Сидорова
срабатывает (в том числе и на душевном уровне), так как упомянутые законы для
него – как для слесаря-шестиразрядника инструмент: с нежностью к каждому номеру
рашпиля относится, потому как знает, что душу вложит только тогда, когда точное
движение руки сделает, а не просто о душе думать будет. Вот показал режиссер
следака рефреном: портрет Дзержинского – сломанная пишущая машинка – очередной
«бригадовец», дающий показания. К третьему разу машинку сменил компьютером,
который ментовский лох называет «ЭВМ». Эстеты просекли поэтику, «простые»
зрители развлеклись. Развлеклись в высоком смысле, как бывает всегда, когда
что-то небанальное теребит восприятие. Мясо жизниВпрочем, Сидоров похож
на семиразрядника, его работа с актерами в сто раз тоньше такого подхода. Вот
Пчёла на даче, где спрятали Белова, читает вслух учебник истории древнего мира и
никак (прикол да и только) не может выговорить «македоняне». «Радионяня», –
подначивает Белый. Звучит реплика вроде фоном и неважна она вовсе, но в кино
ведь так не говорят! Как режиссер такое ухватил? Вот оно, шлюзы распахнуты,
жизнь хлещет брандспойтной струей. Жизнь, а не «мыло»! Понимаете, тот же Матвеев
с актерами должен уметь работать, сам актерище. Так они у него и актерствуют.
Изображают жизнь. Вот экран и запечатлевает изображение жизни – в фильме «Любить
по-русски». В «Бригаде»
запечатлена сама жизнь. Возьмите сцену клятвы, в любом другом фильме
сомнительную, а чаще всего – фальшивую. Гениальный Сережа Безруков вытягивает
этот текст на такую высоту, что посредственный режиссер и успокоился бы. Но
Сидоров помнит – «Титаник», кино есть зрелищность. Значит здесь не будет
театрального произношения слов. Будет крупный план: рука, сверху – вторая
(«клянусь», «клянусь»), третья и четвертая – Сани Белова. Свою окровавленную
руку он отнял от раны в животе. Дело не в сильном образе крови, а в том, что
рукой он прижимал тампон, чтобы приостановить кровотечение, но ради высокого
момента дружбы хотя бы на мгновение отрекся от заботы о себе; ведь их четыре
руки – это знак единого организма, который для него важнее собственной жизни.
Патетикой, скажете, запахло? Конечно. Ведь зрелищность раскладывать по
составляющим – все равно что анекдоты объяснять. Главное, что в фильме это
пробирает до печенок. Высокая адреналиновая зависимостьЕсть во всем сказанном
некий парадокс. Хвалю за жизненность, а объясняю ее зрелищностью. Жизнь-то наша
повседневная никак не зрелищна. Но без парадокса не бывает успеха. Дело в том,
что экран забирает наше внимание на час в день, это значит, что восприятие
настроено на ожидание далеких от обыденности вещей. Но восприятие не будет нас
слушаться без узнавания, а чем основательней координаты узнавания, тем
убедительнее жизнь (поэтому бывает «мертвым» документальное кино: ничего
искусственного, а суть не схвачена). Как удержать
равновесие на этом лезвии? Сидоров предлагает мощнейший драйв. Бурление
адреналина такое, как если бы невозможным образом «Спартак» в финале Лиги
Чемпионов на последней минуте забивал победный гол мадридскому «Реалу» (мужчины
меня поймут, женщины - простят). В результате сериал становится настоящим
наркотиком, на котором сидишь от дозы до дозы, но внутреннюю жизнь это не
выхолащивает, наркотик этот я бы внес в список разрешенных препаратов самых
духовных допинг-контролей. Ну, Белый,
погоди! В
завершение обмолвлюсь о том, что для меня ну очень в скобках. Имею в виду
обвинения «Бригаде» в безнравственном посыле и дурном влиянии на неокрепшие умы
подрастающих бандитов. Об этой глупости и вопиюще пошлом упрощении писать даже
не хочу! Продуктивней было бы заняться исследованием связи участившихся в 70-е
случаев живодерства с фактом прищемления Зайцем хвоста Волку из «Ну,
погоди!»… | |
Просмотров: 1156 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |