РАЗБОРЫ [58] |
РЕЦЕНЗИИ [116] |
САНТАЛОГИЯ [11] |
СЦЕНАРНОЕ [4] |
ДЕКЛАРАНЦЕВ [6] |
Главная » Статьи » РЕЦЕНЗИИ |
2001. Франция. Режиссер Жан-Пьер Жене.
Тотальный
перфекционизм Жене вышел на новый виток. Прямо противоположное мрачным
антиутопиям «Деликатесов» и «Города потерянных детей» кинодейство наконец-то
открыло в формальных изысках формальные изыски. Режиссер отказался от формата
отработанной содержательной темы, по которой можно плести кружева
визуально-монтажных пируэтов, и позволил самой форме задать идейные интенции.
Показав, какие смыслы бурлят в безудержном киноаттракционе XXI
века. Что известно о
родителях Амели? Мама, в частности, не любила, когда в ванной морщатся пальцы.
Папа, в частности, любил отдирать длинные куски обоев. Гибель принцессы Дианы
полностью изменила жизнь Амели. Нет, совсем не в том смысле… Когда прозвучало
телевизионное сообщение, Амели держала в руке круглую пробку от флакона духов;
от неожиданности пробку выронила, та покатилась по полу, врезалась в плинтус,
фрагмент плинтуса от удара отошел, за плинтусом Амели обнаружила шкатулку с
драгоценностями ребенка. И поставила себе цель – найти того повзрослевшего
мальчика, вернуть ему незатейливое детское счастье. А так посмертная судьба леди
Ди совсем не волнует Амели и мешает жить другим
персонажам. (Хорошо бы в таком
ключе снять фильм о событиях 11 сентября!) Старичок-художник, у
которого хрупкие кости и потому он не выходит из дому, странно использует
подаренную Амели видеокамеру. Нацелив ее на городские часы через окно и
подключив к телевизору, он имеет такие вот «бесплатные» часы
дома. Будущий возлюбленный
Амели собирает фотоальбом из неудачных снимков, подобранных под
фотоавтоматом. Амели из старых писем
покойного мужа соседки вырезает по слову и склеивает новое письмо –
«неопровержимое доказательство любви». И так
далее… Короче, Жене
занимается всеохватной деконструкцией: из вытесненных, подавленных, маргинальных
мотивов, фрагментов, моментов собирает обновленную конструкцию, в которой
кардинально меняются акценты и приоритеты взаимосвязей. Это может быть
(де)конструкция образно-характеристическая (обрисовка родителей при помощи
мелких деталей, о которых обычно не говорят), фабульная, историческая (как в
случае с принцессой Дианой, который показывает значение мелочей для важности
рядовых событий, а события якобы великие делает этими мелочами) или
инсталляционная (как с часами, когда происходит сдвиг
целесообразностей). Мастерство и трюк режиссера в том, что деконструированный результат оказывается более прозрачным в духовном смысле. Он позволяет ясно вглядеться в простые и вечные истины. Ведь процесс деконструкции – это не просто перекладывание лего, тут самое главное – перекроить важности. Что может быть важней самого простого человека, убеждает Жене. Что может быть чудесней обыденности? Только метод, благодаря которому режиссер и его героиня творят волшебство безо всякой магии. Если не считать магии кино. Ура самому доброму фильму начавшегося столетия! И снова – подкоп въедливого Ранцева. Ну не убедила меня воинствующая позитивность этого зрелища! Фильм не задел мои первичные зрительские инстинкты, не удержал на должном уровне мое внимание и по большому счету оставил меня равнодушным. А вас? | |
Просмотров: 748 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |