РАЗБОРЫ [58] |
РЕЦЕНЗИИ [116] |
САНТАЛОГИЯ [11] |
СЦЕНАРНОЕ [4] |
ДЕКЛАРАНЦЕВ [6] |
Главная » Статьи » РЕЦЕНЗИИ |
Актан Абдыкалыков. Киргизия –
Франция. 1998 Из всей конкурсной программы, составляющей меньше десятой части 15-го кинофорума «Арсенал», эта лента – ярчайшее свидетельство кинематографа как серьезного искусства со столетней историей, текстовыми и контекстовыми законами. Не вторгаясь, подобно очень многим, на смежные территории, автор добивается шедевральной свежести на исхоженной вдоль и поперек. Деревенский
подросток, приемный ребенок, сталкивается с первыми опытами любви, жестокости,
иерархичности, проявлений власти и смерти. Сама по себе эта история не привязана
к конкретному месту и действию. Но снята в
Киргизии. Чего мы ждем от
среднеазиатского кино, которое еще недавно называли «волной»? Переосмысления
достижений французской новой волны, как у Рашида Нугманова и Абая Карпыкова?
Попыток пересадить заигрывания с жанром американских независимых на почву, как у
позднего Карпыкова? Рассматривания почвы через призму отработанной Кустурицей
эстетики, как у Бахтияра Худойназарова? В фильме Абдыкалыкова аутентичность
не грешит фольклорностью; восточная мудрость избавлена от занудных сюжетов;
киноязыковой пласт не отслаивается от материала, при этом органичность
ненавязчивой изощренности примиряет вечный конфликт национального и
общечеловеческого. Last, but not
least – «Бешкемпир»
является выдающимся примером постпараджановской эстетики (если такого термина
нет, его стоит придумать специально для этого фильма). Характерны два
последовательных эпизода. Группа ребятишек пробирается на чужое подворье и под
лай рвущего цепь пса любуется картиной сколь странной, столь захолустной.
Полуобнаженная женщина феллиниевского склада ставит пиявок на бока и плечи. Щель
в калитке узкая, поэтому пип-шоу достается не в равной мере, но всем; в том
числе парню, набравшему из-под несушки яиц и придерживающему их на груди
забранной майкой. В конце концов пес срывается, пацаны тикают, спотыкается тот,
кому бежать не слишком удобно. Желтково-белково-скорлупная масса медленно
растекается, материализуя недавнее оптическое вожделение… Можно пускаться в
пространные и глубокие рассуждения о неоднозначной символике трансполовых
вибраций сексуального становления. Даже если этого не делать, восприятие
своеобразной экранной энергетики гарантировано.
Пытаясь продлить сексуальное приключение, ребята выкладывают песком
лежащую женщину с раздвинутыми ногами. Подначивая друг друга и гогоча, находят
смельчака, который расстегивает штаны и опускается между песочных
холмиков-колен. Затею прерывает стадо коров. Ребята с почтением наблюдают за их
неспешным шествием, за мимоходным втаптыванием в землю объекта забав. Словно
сама Жизнь идет своим чередом. Жизнь, значительность которой несоразмерима с
комплексом сексуальных отношений, игр и комплексов, как бы странно ни казалось
это нам, родившимся в ХХ веке.
Эстеты оценят бережливую поэтику цветных вставок в черно-белую
повествовательность.
Кинознатоки – намеренное избегание визуального эстетства, наиболее
заметное в сцене похорон бабушки Бешкемпира. Ограничивая себя в применении действительно интересных находок,
режиссер создает идеальную пропорцию выражаемого и постигаемого. В каждом
отдельно взятом куске и во всем фильме в целом. Лично
я постараюсь запомнить это имя – Актан Абдыкалыков. | |
Просмотров: 958 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |