2002.
Испания – Аргентина. Режиссер – Фито Паэс.
Древние
греки придумали катарсическое переживание в искусстве. То есть не просто накал
сюжетных перипетий, когда кульминация с развязкой доставляют привычное
нетревожное удовольствие, а серьезный духовный тест, дающий личности еще один
шанс. В современной культуре принято катарсис, как понятие вроде бы пафосное и
не отвечающее циничному духу эпохи, подменять эрзацом шока. Проблема в том, что
выработался устойчивый список шоковых рецептов, к которым зритель достаточно
легко адаптируется, вовремя отстраняясь от переживания – «ага, кажется, меня
пытаются шокировать, значит, это для чего-нибудь нужно».
Минуте на
двадцатой просмотра «Частной жизни» может случиться как раз описанная реакция,
но ее не следует воспринимать всерьез. К счастью, эта картина относится к
разряду тех фильмов-обманок, смысл которых совсем иной, чем кажется поначалу. А
поначалу кажется, что некая уже не юная дама, прикрываясь фабулой возвращения в
лоно семьи, предается изощреннейшим сексуальным отклонениям. Однако логика
фабулы берет верх, и прошлое начинает потихоньку выдавать такие подробности,
рисуя из казалось бы похороненных семейных тайн такие расклады, что оказавшийся
поверхностным шок уступит место куда более глубоким ощущениям. Можно ли говорить
о катарсисе, пусть каждый зритель решит для себя. Но только после просмотра – с
моей стороны было бы просто бессовестно говорить о сюжете больше. Разве что еще
пять слов – древние греки упомянуты не случайно.
Небольшого
упоминания достойны и некоторые персоналии. Популярный на родине Фито Паэс –
человек универсального таланта: певец, композитор, актер, режиссер, а также муж
снявшейся и в «Частной жизни» Сесилии Рот. Сесилия – одна из великих див Педро
Альмодовара (в частности, исполнила заглавную роль в фильме «Всё о моей
матери»), да и всего испанского кино. Молодой Гаэль Гарсиа Берналь из звезды
мексиканского масштаба (запомнился по картинам «Сука-любовь» и «И твою маму
тоже») вырастает в знаменитость мирового арт-хауса: на последнем Каннском
фестивале представлял сразу две работы – «Дневники мотоциклиста» (где он сыграл
Че Гевару) и новый фильм Альмодовара «Плохое воспитание». Ансамбль ярких
личностей в аранжировке скромной известности самого фильма – не последняя черта
негромкого, но сильного обаяния «Частной жизни».
|