РАЗБОРЫ [58] |
РЕЦЕНЗИИ [116] |
САНТАЛОГИЯ [11] |
СЦЕНАРНОЕ [4] |
ДЕКЛАРАНЦЕВ [6] |
Главная » Статьи » РЕЦЕНЗИИ |
Фильм Юриса Пошкуса «Kolka Cool»
вполне можно считать
внятным латышским арт-хаусом с человеческим лицом. Правда, такое
утверждение
требует ряда оговорок и уточнений.
Эта картина – о том, как
редуцированная до своих элементарных проявлений повседневность поглощает
желания, от примитивных до самых возвышенных. Важно, что такое
режиссерское
высказывание не только прозвучало достаточно отчетливо, но и нашло
точное, если
не сказать – изощренное, формальное воплощение. Понятно, что для
большинства
арт-хаусных режиссеров гораздо важнее «как», чем «что». И в этом плане
Пошкус –
не исключение. Но немногие деятели некоммерческого кино, подобно Юрису,
способны
благодаря формальным качествам постигнуть и углубить самую суть
содержательного.
Режиссер фильма «Kolka Cool»
обладает похвальным
умением начать и закончить. Подспудная эмоциональная закольцованность
многословного пролога и бессловесного финала задает четкие эстетические
координаты, которые как бы окончательно складывают ленту в восприятии
зрителя,
заставляя его жить увиденным еще какое-то время.
Кроме того, Пошкус –
мастер
виртуозных мизансцен, талантливейший придумщик сугубо
кинематографических конструкций,
в которых реализуются построение внутрикадрового пространства,
гармонизация
соотношений статики и динамики как отдельных эпизодов, так и всего
повествования. (Тут еще следует отметить блистательную операторскую
работу
Аадела Нодех-Фараханна.)
Можно взять практически
любую
сцену фильма – будь то импровизированная вечеринка у бассейна с прыжком
героини
Иветы Поле с вышки, самоигральная череда оплеух или газующий и
кружащийся по
подворью автомобиль в окружении зевак – всюду наличествует некая
хореографичность, вовлекающая фигуры героев, предметы интерьера или
экстерьера,
световые акценты и затемнения в ту структуру осознанного задействования
чисто
визуальных, имманентных средств, что позволяет осуществить прорыв от
демонстрации бытовой неустроенности к осмыслению экзистенциальной
неприкаянности.
К режиссерским
достоинствам стоит
отнести и умение адекватно подбирать и выдерживать интонационные линии.
Нечасто
доводится в родном кинематографе увидеть такое сочетание иронии и
пронзительности, такой уровень управления им, выстраивания из него
отдельного
чувственного сюжета.
Все описанное заставляет
вспомнить
онтологические исследования человеческой природы таких режиссеров, как
Микеланджело Антониони, Джим Джармуш, Аки Каурисмяки (эпизод с
неудавшимся
автостопом двух братьев и съехавшей в кювет полицейской машиной можно
считать
прямым оммажем Каурисмяки). Более того, не оставляет ощущение, что нашим
глазам
предстают фрагменты нереализованных задумок упомянутых мэтров, проектов,
которым следовало воплотиться на латвийской почве, в ее северо-западной
глубинке.
Именно почвенность,
укорененность
в материале, обращенность к простым людям и их чаяниям позволяют Пошкусу
(и тут
его заслуга как сценариста) избежать герметичности арт-хауса, не столько
предъявить
собственные режиссерские «мышцы», сколько рассказать обо всех нас.
Впрочем, в этом рассказе
есть
одно существенное "но". К сожалению, имеет место неровная работа актеров –
как на
уровне ансамбля, так и в рисунке отдельных ролей. Так, совершенно, на
мой
взгляд, проваливается пролог с замечательным диалогом собирающихся
пожениться
Андриса и Симоны о возможности умереть ради друг друга. Эта коротенькая
беседа
должна была бы служить камертоном всему фильму, но лишь задает тон
отдельным
неудачам.
Если бы встречающаяся
исполнительская неубедительность не чередовалась с точнейшими репликами и
абсолютными удачами, можно было бы воспринять ее как некую условность,
умышленный прием. Кстати, именно это удалось Пошкусу в его предыдущем
фильме
«Монотонность». Что же помешало здесь?
Как ни странно, в
качестве одной
из причин можно назвать то, что «Kolka Cool» – черно-белый
фильм. Так сложилось исторически на
протяжении уже более полувека, что монохронная гамма – это претензия и
амбиция.
В ней есть явная интенция строгости всех формальных параметров, не
допускающая отдельных
вольностей, которые могут обернуться провалом.
В частности, черно-белое
изображение в случае повествовательного кино (к которым все же – и это в
данном
случае плюс – относится «Kolka Cool»)
требует более четкой и взаимосвязанной драматургической организации.
Когда же
слышишь произнесенное слово и чувствуешь, что произносит его не герой
фильма, а
актер, когда в этот, пусть краткий миг перестаешь верить в экранную
иллюзорность, задаешься вопросом – где что не так было прописано в
сценарии? (И
это Пошкусу-сценаристу уже минус, потому что к актерам предъявлять
претензий не
хочется.)
Такие провалы, пусть
нечастые и
не слишком серьезные, расшатывают тщательно разработанную Пошкусом
направленность всех компонентов, в том числе – визуального. Скажем, то,
что
задумывалось как восхитительные длинноты, пустоты с внутренним
многослойным
наполнением, моменты чистой созерцательности, порождающие новые смыслы,
становится
провисаниями, перцептивными отмороженностями, попросту нагоняет скуку.
Словно
вынесенное в название фильма словечко «сool» лишается своих
иронических обертонов и предстает в
совершенно непредусмотренном значении.
Несмотря на отмеченную
досадность, «Kolka Cool»,
несомненно, – явление в современном латышском кинематографе. Хотя бы
потому,
что картина обладает стойким обаянием того сорта авторского кино,
которое если
и не отличается принципиально от пресловутого арт-хауса, то по меньшей
мере
придает ему гуманный облик.
| |
Просмотров: 810 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |