США – Испания, 2001. Режиссер Алехандро Аменабар.
Грейс (Кидман)
безнадежно ждет мужа с войны и держит своих детишек в религиозном страхе.
Однажды рассветный туман сгущается в фигуры странных слуг, которых ждали, но не
звали. Впрочем, они уместны в интерьерах, зловещесть которых усиливается
необычными правилами. Окна следует занавешивать – у детей аллергия на дневной
свет. Двери должны запираться, чтоб перегораживать свет подобно шлюзам. В доме –
50 дверей. К тому же – рояль, иногда издающий звуки, хотя прикасаться к нему
запрещено. И некстати найденная в древнем сундуке книга мертвых – фотографии
усопших, снятых в мирных позах живых. Словом, – готика. Сила режиссуры в том,
что логика происходящего на экране имеет двойное дно. Верхнее – обманка для
убаюканного внешним мистицизмом разума. Нижнее прячет в себе истинные смыслы,
которые до наступления развязки понять нельзя. Но не почувствовать их
невозможно. Ложные ходы восприятия в топи непосредственных ощущений – вот
формула современного триллера. Аменабар применяет ее так искусно, что самый
пугающий момент (поверьте – действительно очень страшно!) становится сильнейшим
переворотом зрительского сознания в истории кино, почва настолько выбивается
из-под ног, что понимаешь: дело не в обивке кресла, а в начинке головы. Кстати,
трагичность самопознания – ключевая тема и предыдущего фильма режиссера, «Открой
глаза». По философскому накалу «Других» можно сравнить с «Мертвецом» и «Шестым
чувством». Но, во-первых, здесь нешуточная идейная канва заключена в оправу
просчитанных эмоций – непосредственных, инстинктивных, мощных. Во-вторых, важное
для современной культуры понятие Другого (Чужого) обретает совершенно
неожиданное и принципиально новое звучание. XXI век начался,
монстры и уроды остались в прошлом, равно как и борьба с ними. Теперь Другие
самим своим присутствием разоблачают экзистенциальный тупик цивилизации. Опыт
встречи с Другими стал гуманней и потому страшней. Фильм гарантирует серьезное
испытание нервов, сладкую бездну страха и то, что пару дней после просмотра вы
будете физически ощущать преломления света в складках штор.
|