США, 1999. Режиссеры: Шон Смит, Энтони Старк.
Жили-были два приятеля, Адам и Бен. Друзья
с детства. Адама в семилетнем возрасте несчастный случай лишил глаза, поэтому он
носил стильную черную повязку, с рокового для глаза дня ни разу не плакал и
вообще проявлял верх сдержанного достоинства и силы воли. Зато Бен вел
закадровое повествование. Познакомились парни в бродвейском пабе с официанткой
Ниной, и Адам в нее сразу влюбился. К окончанию Колумбийского университета
сыграли свадьбу, а Бен к тому времени нашел и себе подружку. Было бы совсем
скучно, но помогла излюбленная геометрическая фигура мелодрамы – треугольник.
Словом, хоть Нина Бену и не понравилась, он с ней переспал. Но не сразу.
Потребовалось десять лет, чтобы прячущий эмоции Адам, не перенеся предательства
друга, спрыгнул с десятиметровой водонапорной башни. И еще пять лет, чтоб узнать
– Бен в конце концов остался один, Нина снова вышла замуж и родила прелестное
дитя. Конец фильма. Наибольшая опасность подобного рода психологических историй
в том, что сюжет и многочисленные диалоги сами по себе еще не образуют
психологию. Она должна сложится на экране. На экране же получается сплошное
вычитание: образы – отдельно, психология – отдельно. Есть актеры (похоже, не
самые выдающиеся), и есть предусмотренный сценарием текст. Когда друзья через
десять лет возвращаются в тот же паб, чтоб предаться воспоминаниям, мы не видим
в их пластике прошедшего времени. Оно и понятно, ведь, судя по фильму, бездны
американской ностальгии проглядывают в фразе: «Когда в детстве идешь в
супермаркет и вперые теряешь маму». Самое удивительное, что это дебют двух
режиссеров, которые к тому же и сценарий написали. В Америке с ее традициями
«независимого кино» тут следовало ждать хотя бы амбиций. Впрочем, самое приятное
– то, что фильм абсолютно лишен претензий. Что сегодня редкость. К сожалению,
это единственное достоинство.
|