РАЗБОРЫ [58] |
РЕЦЕНЗИИ [116] |
САНТАЛОГИЯ [11] |
СЦЕНАРНОЕ [4] |
ДЕКЛАРАНЦЕВ [6] |
Главная » Статьи » РЕЦЕНЗИИ |
Массмедийным
форматом фильму «Бой с тенью» отведено сомнительное место в череде блокбастеров
(«Ночной дозор», «Турецкий гамбит»), якобы возрождающих российское кино. Но
чуткий зритель, запомнивший имя режиссера Алексея Сидорова, ждал от его
полнометражного дебюта чего-то принципиально иного. Именно в этих принципах и
кроется основная проблема «Боя с тенью».
С
культурологической и эстетической точек зрения история слепого, занимающая
центральное место в картине, является идеальным материалом для наращивания
многозначности и силы художественного высказывания. Тут открываются бездны
смыслов, аллюзивные глубины, интерпретативные просторы. Сюда можно вложить
взаимообогащающие кальки, снятые с культурной памяти предполагаемой аудитории, –
от внутреннего прозрения в духе царя Эдипа до преодоления в духе Павки
Корчагина. Что Сидорову блестяще удается. Кроме того,
Сидорову блестяще удается еще масса замечательных вещей, упакованных в грамотные
кинематографические расклады. Такова рифма первого крупного события –
боксерского поединка Артема Колчина с грозным чернокожим боксером – с
предфинальной кульминацией, проходящей на фоне естественных декораций, в которых
разыгрывается шекспировский «Ричард III».
Вот вам две вовлеченные в извечные человеческие страсти массовки, такие разные и
такие схожие. Вот оригинальное переосмысление темы двойничества, тоже крепко
коренящейся в культурной памяти: от попытки экс-чемпиона со сломанной судьбой
Вагита вырастить победителя и тем самым взять реванш в поединке с собственными
амбициями до простой и точной визуализации в чернокожем боксере всех боев с
тенью, о которых хотя бы раз хотя бы догадывался каждый из нас… Выискивать и
перечислять можно долго, но по большому счету мы ведь не для этого смотрим
кино? Несмотря на
то, что в эстетическом плане именно сюжет о слепом и двигает крупнобюджетную
махину фильма, «Бой с тенью» – не о редуцированных формулировках этической
проблематики, что таит в себе архетип слепого. Как бы ни хотелось чего-то
подобного упомянутому выше чуткому зрителю. И, разумеется, – не о возможных
итогах перечисленных и не перечисленных кинематографических
находок. Дело в том,
что в «Бое с тенью» не просто присутствуют элементы жанровой драматургии как
один из компонентов эстетической схемы, что было бы естественно для Сидорова.
Нет, они как раз и подчиняют себе всю схему. Или пытаются подчинить, вступая в
своеобразный внутренний «бой с тенью» – в битву с незаурядным
кинематографическим мышлением режиссера, с его тягой к стилистическому
совершенству. Похоже, в этой битве проиграли все – режиссер, фильм,
зрители. Жанровая
доминанта – это всегда крючок интриги, который мы, зрители, заглатываем. С
благодарностью или отплевываясь – от этого обычно и зависит успех фильма. Но
речь не об эмоциях, а о том, что поведясь за крючком интриги, мы и выплываем в
конце концов к тому самому главному, что можно выразить парой фраз,
представляющих фильм в предельно сжатом виде. В такой паре фраз о картине
Сидорова не найдется увязки с историей слепого… Интрига в
«Бое с тенью» следующая. Подающий большие надежды на профессиональном ринге
боксер Артем Колчин, игнорируя предупреждения врачей об отслаивающейся глазной
сетчатке, выходит на бой жизни. Артему покровительствует крупный бизнесмен,
бывший боксер Вагит. Ясное дело, человек с «криминальной тенью». Артем бой
проигрывает и при этом теряет зрение. В течение трех дней небходимо сделать
дорогостоящую операцию. Вагит отказывается давать на нее деньги. Собственно, из
этого отказа и следуют все дальнейшие перипетии. Так что вопрос вопросов –
почему Вагит не дал денег, которые у него были? Что за принципы такие, ведь
помочь парню в данном случае было бы не то, чтоб по-человечески, но элементарно
логично: негодяй Вагит или нет, но на поправившемся Артеме он мог бы еще
заработать. Ответив на
этот вопрос, мы и узнаем, о чем фильм. Оказывается, о несправедливости мира. По
несправедливости когда-то был посажен олимпийский чемпион Вагит в тюрьму. По
несправедливости за день до выхода оттуда погибла его жена. При этом Вагит
показан как человек, сумевший «выкарабкаться», как личность целеустремленная,
как сильная натура. И вдруг – зацепленный за никем не отмененную бытийную
жестокость, но такой по сути мелкий для харизматика принцип? Прозвучит банально,
но – не верю! Нет, меня, конечно, можно убедить цепочкой интеллектуальных
доводов, среди которых истина парадоксальности и свежий взгляд на девальвацию
нравственности будут не на последних местах. Но мое неверие конфликтует с
органикой фильма, а не с отвлеченными размышлизмами. А груз неубедительности
тянет такой вот основной, задающий механику всех прочих, итог (о
несправедливости) в трясину цинично-равнодушных «ну и
что?». Зрительское
равнодушие – худший приговор режиссерскому мастерству. Хотя как раз с
мастерством у Сидорова полный порядок. Взять хотя бы претендующую на ключевое
значение сцену боксерского поединка. Снято со знанием дела, без скидок на
непосвященную в спортивные тонкости зрительскую массу; причем это не слепое
выполнение указаний консультантов, а виртуозный перенос наличествующего в любом
спортивном состязании накала, самой высокой, приближенной к состояниям духа, его
концентрации в контекст зрелищности. Кстати, жаль, что боксерская линия в
картине так в общем-то и осталась не более чем данью поставленной адреналиновой
планке. Да и Андрей
Панин, в последнее время грешащий поверхностными экранными клонами однажды
найденной маски-образа, отмечает свое второе появление в работах Алексея
Сидорова (в этот раз – в роли Вагита) безупречностью, мощью и незаезженностью.
Несомненная режиссерская удача! Что уж говорить о замечательном, обширном и
наделенном постмодернистской смесью всеядности, лихости, отстраненности и
страстности цитатном слое. Отслеживание многочисленных референций – от «Вокзала
для двоих» до «Один дома» – выстроит будоражащий любого киногурмана
сюжет. Беда в том,
что всё мастерство Сидорова улавливается как будто не в рамках восприятия
данного фильма как цельной экранной единицы, а вопреки ему. Словно для этого
нужны специальные усилия, не связанные с движениями души или азартом зрительской
вовлеченности. И виновата здесь не столько описанная неубедительность
центральной интриги, сколько отчуждающая вездесущность этой неубедительности. Ну
вот какая такая интрига была в прославившем Сидорова сериале «Бригада»? Даже
описать ее внятно не получится, чего уж там – поверить. Однако множество чисто
фабульных неувязок «Бригады» в конце концов работало на Большую режиссерскую
рефлексию, которая и задавала тон. В «Бое с
тенью» Алексей Сидоров пытается продемонстрировать новый этап своей режиссерской
зрелости путем поиска баланса между законами кассы (требованиями блокбастера) и
Большой режиссерской рефлексией, от которой он по органике не может отказаться.
Путь этот очень рискованный. В качестве примера знаменитого адепта такого пути
можно выбрать Брайана де Пальму, но стоит учесть, что он имеет в своем активе
шедевры и ленты хрестоматийного статуса, а в пассиве – регулярные провалы.
Возможно, Сидоров со своим профессиональным багажом и пониманием задачи угодил в
не самое удачное место и время: и требования кассы во все еще постсоветской
кинематографической действительности имеют сырой и зачастую уродливый вид, и
постмодернистская ситуация подает признаки как минимум усталости. Так или иначе,
даже на звание русского де Пальмы он пока что не тянет. Что ж,
остается оптимистично уповать, что для бесспорно талантливого и профессионально
состоявшегося режиссера неудача станет поводом сделать выводы и выйти на тот
уровень профессионализма, который превзойдет все наши ожидания. А иначе новых
хороших фильмов Алексея Сидорова нам не видать. | |
Просмотров: 726 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |