Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 06.01.2025, 02:45
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Мой Блог

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » РЕЦЕНЗИИ

«Кинопроба»
2000. Япония. Режиссер Такаси Миике.          


            У мужчины средних лет умирает молодая жена, остается маленький сын, который через пять минут, простым повествовательным переносом, превратится в подростка. Начав фильм с такого сильного события, как смерть, Миике тут же ампутирует естественные ходы драматургического развития, отсекает безжалостным скальпелем вопрос «Что стоит за этой смертью?» То, что смерть понимается как отправная точка экзистенциального, но не событийного сюжета, исподволь готовит зрителя к иному взгляду на крайние проявления человеческого существования.

Но, пожалуй, ложным будет толкование этой инаковости в чисто восточном ключе. Миике часто называют режиссером-хулиганом, и считается, что в «Кинопробе» к хулиганству следует отнести и нарочитую репрезентацию европейского представления о симбиозе японской утонченности и жестокости.

Видимо, Миике добился того, что любое прочтение его фильма будет если не неполным, то содержащим червоточину амбивалентности, способной вывернуть найденные смыслы. Даже если режиссер снимал кино только для фестивальных успехов, предопределенных знаменитой расчлененкой последних двадцати минут, то следует признать, что странную логику фильма он выдержал до конца, вернее – до начала.

Сын-подросток подталкивает отца к поискам новой жены, которая восполнила бы недостающее звено в семье. Но это только одно следствие того, что умерла молодая жена. Другое определяет выбор героя. В анкете девушки он наталкивается на фразу о неизбежности смерти, к пониманию которой та пришла после несчастного случая. Так он впускает в свою жизнь товарища по несчастью, который (которая) оказывается товарищем-несчастьем. Герой выбирает не девушку, а финальные ужасы.

Да и как он мог выбрать то, что с самого своего появления существовало более виртуально, нежели реально? Девушка возникла ниоткуда, концы в прошлое обрублены, есть лишь видимости – фотографии, видеокадры кинопроб, представленная зрителю киновиртуальность в виде аллюзивного жилища-ловушки девушки: окно, телефон, перекатывающийся мешок, она-как-сущность, терпеливо ждущая активности жертвы.

Флэшбеки мнимы, воспоминания-откровения девушки не поддаются фиксации правдой. Для него она существует лишь в реальном настоящем, плавно соскальзывающем в будущее, которое понимается Миике как чистый глюк, то есть поле собственного отсутствия. У рассказанной истории нет будущего в принципе, чего уж говорить о персонажах?

Единственный более-менее артикулированный конфликт в этой захватывающей сумятице невербальных киноиспытаний – противопоставление регламентированных семейных отношений (к этому можно свести важный смысл цивилизации) и непредсказуемости первичных отношений мужчины и женщины, борьбы и тайны полов, достигающей (за)предельного сосредоточения на теле любовника. А любая тайна, как известно – в каком-то смысле тайна смерти.

Категория: РЕЦЕНЗИИ | Добавил: rancev (10.01.2010) | Автор: Дмитрий Ранцев
Просмотров: 837 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]