РАЗБОРЫ [58] |
РЕЦЕНЗИИ [116] |
САНТАЛОГИЯ [11] |
СЦЕНАРНОЕ [4] |
ДЕКЛАРАНЦЕВ [6] |
Главная » Статьи » РЕЦЕНЗИИ |
Созидательный
ландшафт: нелинейная топография
Повествовательная
манера и идейное решение обладают свойством, во многом определяющим перцептивную
карту фильма, – недосказанностью, отсутствием жестких детерминаций. Мастерство
Звягинцева – в том, что всякая понятийная неоднозначность не ведет к сумбуру и
фрустрациям в отношениях зрителя и фильма, а наполняет их креативным
«воздухом». Когда отец,
отобедав с сыновьями в чужом городке, оставляет им кошелек, чтоб те расплатились
самостоятельно, а местные хулиганы отбирают деньги, происходит показательная
сцена. Поймав малолетнего грабителя, отец заводит его в подворотню и предлагает
сыновьям отомстить за полученные тумаки – «Врежь ему, Иван, тебе тоже
досталось!». Но Иван с Андреем, минуту назад готовые убить обидчика,
отказываются. Мы не знаем, в самом деле отец хотел, чтоб они ударили, или
испытывал ребят. И не было ли здесь сыновнего урока милосердия – поколоти они
преступника, на глазах превратившегося в жертву, дал бы отец парню денег? Вряд
ли – он бы не спросил, зачем деньги, а тот бы не ответил: «Жрать
охота»… Отсекая
линейную оценочность, воздух неопределенности способствует этической глубине,
ведь закадровая толща подобных вопросов нравственно будоражит, тревожит зрителя,
позволяя прикоснуться к онтологическому риску, без которого искусство бы
выродилось. Любопытно, что вызванное недосказанностью ощущение тревоги
распространяется и в субжанровый регистр, где поддерживается вполне
триллероподобный саспенс. Множество
фабульных неясностей (чем занимается отец, где был раньше, почему вернулся,
какие дела проворачивает, что за ящичек выкапывает на острове и т.д.) вкупе с
философской направленностью часто вызывает приписывание фильму притчевости. На
мой взгляд, ошибочное. Притча – весьма частный и грешащий некинематографическими
условностями способ высказывания. Звягинцев же кинематографически очень
конкретен, он не отслаивает символику от феноменологически данного видимого мира
– ни в своей визуальной манере, ни в пространстве человеческих отношений (каждый
эпизод закрепляется почти брутальной правдоподобностью, ситуативной
жизненностью). Отмеченный
саспенс задействован визуальными рифмами, закольцовками, пунктирами (от
затонувшей лодки в начале и в конце фильма и сюжета вокруг двух вышек до
подкладывания веток (под колеса застрявшего автомобиля и потом под погибшего
отца) и имитации Андреем, старшим сыном, походки отца после его смерти), которые
создают значительные образные сюжеты. С одной стороны, здесь осуществляется
особого рода, невульгаризованная, зрелищность. С другой – благодаря богатой
образной аллюзивности происходит наращивание идейного пласта. Но наращивание не
самодостаточное, а подчиненное органичности смысла и действия, глубины и
зрелищности, ухода от конкретики и правдоподобности. Вода
обетованная
Один из
центральных образов картины – вода. Что интересно в первую очередь в контексте
сравнений с Тарковским. Эти сравнения возникли параллельно упрекам в гладкости,
чуть ли не «голливудскости» визуальной стилистики. В упреках звучало раздражение
– мол, кивает на Тарковского (как оплот не терпящей формализма духовности в
русском кинематографе), а сам? Да, «Возвращение» выделяется композиционной
стройностью кадра, бережным отношением к фактуре предмета, акцентированной
гармоничностью светового и цветового рисунков, выверенными движениями камеры,
нестандартными ракурсами. Но то, что возможно снятие противоречий между
доведенной до совершенства формой1 и высокими содержательными
задачами, даже в русском кино, показал именно Тарковский2! Так что цитатная
направленность «Возвращения» имеет логику, снимающую вопросы о «примазывании» к
большому имени. Тем более, что, несмотря на не только явные отсылки (узнаваемы
образные мотивы «Соляриса», «Зеркала», «Сталкера», «Жервоприношения»), но и
фоновое созвучие, влияние Тарковского здесь существенно переосмыслено.
Подтверждением служит хотя бы использование (и понимание) Звягинцевым образной
линии, связанной с водой. Знаменитая
вода Тарковского – это запечатление движения (стекания, завихрения, проступания,
обволакивания), в котором предметность тяготеет к символической абстрактности и
вырывается из пространственной системы координат, предъявляя визуальный
эквивалент времени. У Звягинцева вода тяготеет к статике, в ней ощутима
константа бытийности. Недаром в «Возвращении» так много планов озера, где
верхняя кромка кадра ниже линии горизонта, что даже на рефлективном уровне
зрения дает переживание водного континуума. Здесь вода не уносит, а принимает,
обнажая критические точки экзистенции (как в сюжете о прыжках Вани в воду). Но и
нивелируя кажущиеся принципиальными моменты происходящего. (Поэтому в озере
дважды глохнет мотор – возможность приблизиться к сути своего существования в
данном случае предоставляется братьям при помощи гребли на веслах.) И, конечно,
– примиряя конфликтные узлы драматургии фильма. (Поэтому мертвый отец в лодке
должен был погрузиться в воду.) Но само примирение осуществляется в области
бытийности предельной3, не схватываемой экраном,
а постижимой лишь в виртуальности, которая востребована актом
восприятия. Такое
видение режиссером воды и сопряженной с ней проблематики оказывает влияние на
развитие понятия Пути в фильме. Дорожные
указатели
Фильм
выстроен так, что несколько выпукло-событийных эпизодов являются только
подготовкой к основной, наибольшей по продолжительности, части фильма. Отец
возвращается именно в начальной фазе, это третий эпизод, но первый взгляд
сыновей на отца такой же односторонний, как и последний (когда тонет лодка с
мертвым отцом) – отец спит4. Для состоявшегося
возвращения мало и следующего эпизода – ужина, в котором глава семьи занимает
центральное место за столом и распоряжается налить Ивану с Андреем вина (случай
подобающий). Должно произойти расставание с матерью, беспафосное («Спите, завтра
вставать рано»), мимолетное, в ночной спальне братьев, унесшихся мыслями в
грядущее путешествие, чтобы на контрасте с неакцентированностью расставания
набирала ход и длилась встреча сыновей и отца. Встреча, в которой преломляются и
создают отдельный сюжет смыслы возвращения. Для его
понимания важны показанные в фильме этапы взросления мальчиков. Жестокие правила
детского мира (Ваня не смог прыгнуть в воду с вышки, теперь с ним не будут
здороваться – как с «трусом и козлом») значимы только, пока мама не рассудит. Но
внезапное появление отца мгновенно переносит мальчиков в серьезность взрослого
мира. То, что этот мир организован по принципам, которые не позволяют отменить и
обратить смысл любого поступка, им предстоит осознать на протяжении путешествия.
И закрепить осознанное в новом качестве после смерти отца. Отец научил,
что не будет того, к кому можно убежать от проблем, что законы бытия требуют
ответственности. Как научил? Выкинул Ваня в гневе отцовскую миску – значит, сам
вырежет из березы другую. Не сумел Андрей подложить ветки под буксующее колесо –
будет ходить с разбитым носом, но потом толково распорядится ветками, чтоб
тащить тело отца. Строптивость Вани в конце концов кончилась захлопнутым перед
отцом люком маяка. Чтобы уберечь сына от несчастного случая, отец полез наверх
по каркасу обветшавшего строения и сорвался. Объяснив сыну при помощи
собственной смерти, что случившееся на этой вышке не отменишь слезами в мамин
подол. Но ведь и
дети учили отца. Учили любви. Не полез бы он спасать сына с криком «Ваня,
сынок», он бы предоставил ему до конца выдержать испытание, проверил бы его
строптивость на вшивость – прыгнет, не прыгнет. Если бы не обретенная любовь,
которая сильней логики и умеет прощать. Обретенная и благодаря непростому
характеру Вани. Основное
тематическое содержание фильма – Путь (отца к сыновьям, сыновей к отцу; к
постижению любви, законов бытия). Но в этом содержании отсутствуют четкие
рецепты, оно структурировано при помощи незавершенности. Тут уместно
отметить, что в интерпретативном спектре присвоенных фильмом значений понятия
Путь выделяется близость к road-movie.
Близость особая – автомобиль и централизованное дорогой пространство сменяются
лодкой и конфигурацией дорожных переживаний, перекроенной водой. Что можно
рассматривать как метауказание на понятийную ревизию road-movie,
предпринятую Джимом Джармушом (Jim
Jarmusch) в
фильме «Мертвец» (Dead Man, 1995) 5. В этой интертекстуальной параллели
важно преобразование сопутствующей road-movie
созерцательности в форму духовного путешествия, опирающегося на принципы
перманентной бытийной цикличности. Несмотря на вычитываемость в «Возвращении»
христианской символики, отношение фильма к road-movie
позволяет говорить о расширенном задействовании практик верования идейным
базисом6. В нехристианских аспектах
религиозности имеет весомость приоритет не цели, а пути (как благостности
процесса), не ответов, а вопросов. Поэтому предполагаемая самим материалом
фильма множественность трактовок является одним из позитивных
итогов. Таким
образом, уход от конкретики, упомянутый в начале статьи, благодаря углубленной
постановке экзистенциальных вопросов и нагнетанию сюжетного напряжения мастерски
преобразуется в полиинтерпретативный и суггестивный фон. Который способствует
усилению воздействия на зрителя. На всех уровнях – эмоциональном,
интеллектуальном, духовном. Не так уж мало для подлинной встречи с
фильмом. 1 Что, восходя к самой природе
кинематографа, ограждает зрелищность от спекулятивности. 2 Показал, предвосхитив принципы
сформировавшейся в 90-х клиповой эстетики – квинтэссенции зрелищности. Подробнее
об этом в статьях: Дмитрий Ранцев, «Stils
kā
pašiznīcināšanās veids»,
Kinoraksti,
№2,
2000, с. 46;
Дмитрий Ранцев, «Emocionāla
saruna par klāt neesešo A.T.»,
Kinoraksti, №9, 2002,
с.
69. 3 Что-то подобное происходит в фильме
южнокорейского режиссера Ким Ки-Дука (Kim
Ki-Duk)
«Остров» (Seom, 2000), финальный кадр которого (кстати) перекликается с
концовкой «Соляриса» Тарковского. 4 Вот еще одна рифма и образная
линия. 5 Об этом подробнее: Дмитрий Ранцев,
«Возвращаясь в Кливленд. Тупики роуд-муви», Даугава, №1, 1997, сс. 128 –
139. 6 Возвращаясь к сравнительному фактору
воды, следует учитывать вот еще что. Величавая темпоральность, которую
олицетворяет вода Тарковского, апеллирует к связи христианства с линейным
ощущением времени (взять хотя бы принцип воздаяния). В образном бытовании воды у
Звягинцева отстранение от временной функции свидетельствует и об отстранении от
христианства как религиозной исключительности. | |
Просмотров: 905 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |