Приветствую Вас Гость!
Вторник, 07.01.2025, 16:13
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Мой Блог

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » РЕЦЕНЗИИ

Лапти под прицелом очков

«Пастух своих коров» Александра Гордона оказался самым громким пшиком русской программы «Арсенала»


            Жил себе интеллигент. Русский. Домик в деревне имел. Вроде уже не мальчик, а только что институт закончил. И аккурат собрался в столицу за дипломом, впрягаться в лямку городской суеты. Да заметил прореху на крыше домика в деревне. Взобрался, гвоздь приладил и как тяпнет молотком по пальцу! Пока на палец дул, огляделся вокруг и враз понял: эх, блин, вот она, ширь расейская! В общем, наступило такое дзэнское просветление на русской почве. Диплом похерил, остался в селе. Чтобы жить, а не прикидываться, как прочая гнилая интеллигенция в своих квадратных метрах с удобствами. Заматерел постепенно, бородою и сапогами перманентными оброс, бабы свататься не хотят – пахнет, мол, плохо. Словом, обрел настоящий русский дух.

            Смотришь это дело и, вместо того, чтобы, по замыслу авторов, с пафосным комком в горле пропитываться исконной крепостью национального самосознания, недоумеваешь: откуда такая неубедительность киноповествования? Вроде и операторская работа на высшем уровне, и к актерам, самим по себе, особых претензий нет. И тут сквозь эпические недра надрывного русофильства пробивается червячок догадки. Кино-то режиссеры делают! Почему же блистательный, всегда сохраняющий ироничную трезвость мысли тележурналист Александр Гордон снял фальшивую антисказку с душком псевдоаутентичности? Почему вдруг не хватило вкуса просечь, где благородный замысел вырождается в пошлую патриотическую профанацию, усугубленную неуместной «тарковщиной»? Возможно, дурную услугу оказала именно телевизионная практика Гордона – ведь его талант ярче всего высвечивается там, где надо занять предельно крайнюю позицию по какому-либо вопросу. Тогда он предстает восхитительным раздражителем устоев и при этом хитровато держит фигу в кармане. Что он думает на самом деле, остается вторым пластом (благодаря которому так интересно смотреть), а снаружи вершится беспощадная игра. Это на телевидении. В фильме, увы, мы не видим обезоруживающую язвительную улыбочку Александра, да и сам режиссер, решившись на кинодебют, словно забывает, перед величием задачи, о своем игровом мастерстве.

            И потому с удручающей серьезностью герой картины пускается во все тяжкие комплексующего сознания автора. Мало было просто слиться с матушкой-природой, осесть и наслаждаться суровой монотонностью глубинки. Но ведь такая честность-праведность от соприкосновения с родной землицей в мужике взыграла, что с местным быдлом, пропивающим остатки совести, уживаться стало невмочь. Настолько, что и домик в деревне греть перестал. Стоп, не верю! А где милосердное всепрощение и человеколюбие силы (ведь нам пытаются показать именно сильный характер, следующий логике твердой решимости начального поступка)? Короче, уединился он со своими коровами на острове, стал бревна для сруба катать. До изнеможения, озверения, видений, грома, молний, языческого пламени и заупокойного воя скотины. На кой, спрашивается? Да, отец умер, да, сестра на себя руки наложила. Но почему интимная человеческая трагедия должна сублимироваться в такую дремучую автономность? К чему это сермяжное одичание? Сдается мне, страдания героя использованы как довольно неуклюжие драматургические подпорки идеи экзистенциальной русской безысходности. От которой бежал мужик к корням, а те его предали. Наливай!

            Все беды фильма тянутся из того начального эпизода на крыше. Типа, красиво природу показали, и всех тут же проняло: небоскребы – плохо, лопата – хорошо. Нет, современное кино – штука с более сложными законами восприятия, тут требуется основанная на профессионализме гармония выразительных средств. И если уж затеял пленочное произведение большого экрана, забудь о быстродействующих трюках тележурналистики. А нет – не обессудь, что зритель чувствует многочисленные неувязки и провисания, относящиеся к режиссерскому неумению совладать с материалом, как визуальным, так и идейным. В итоге имеем крикливую спекуляцую на тему почвенности. Из всех ее несостыковок выпирает обида человека, который кушал устриц, а потом решил показать миру, как его гложет совесть предков, и траванулся щами.

            Ну почему, скажите, рафинированных интеллектуалов так тянет время от времени щегольнуть лаптями? Вернее, почему они всегда не замечат нелепости этого? Вот снял бы Александр Гордон в качестве дебюта что-то завернуто-эстетское, про каких-нибудь виртуальных лесбиянок-мутантов, которые мочат кремлевскую охрану. С продвинутыми ракурсами, вычурным дизайном, элементами роуд-муви, нелинейного монтажа и клиповой стилистики. Честное слово, больше бы поверил.
Категория: РЕЦЕНЗИИ | Добавил: rancev (11.01.2010) | Автор: Дмитрий Ранцев
Просмотров: 713 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Zola  
0
This info is the cat's pamsjaa!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]