РАЗБОРЫ [58] |
РЕЦЕНЗИИ [116] |
САНТАЛОГИЯ [11] |
СЦЕНАРНОЕ [4] |
ДЕКЛАРАНЦЕВ [6] |
Главная » Статьи » РЕЦЕНЗИИ |
Новая картина Отара Иоселиани «Утро понедельника» доставит истинное
удовольствие поклонникам мэтра. Знаковая фигура авторского кино, грузинский режиссер Отар Иоселиани уже двадцать лет живет и работает во Франции. Кому-то памятен его фильм грузинского периода «Жил певчий дрозд». Кто-то полюбил его творчество после первой французской ленты «Фавориты Луны». Для многих он – персона «арсенальская»: на рижском фестивале шли «Охота на бабочек», «И стал свет», интеллигентные пресс-конференции. И те, и другие, и третьи вправе ожидать, что новая, уже совсем скорая, встреча с Иоселиани не разочарует. Тем более, что в этом году «Утро понедельника» получило Серебряного Медведя на Берлинском кинофестивале. Сплетение второстепенностей Как вы понимаете, пересказывать сюжет фильма Иоселиани бессмысленно. Не только потому, что здесь множество персонажей второстепенных, у каждого из которых своя маленькая история с развитием и кульминацией. И не из-за того, что сюжетные линии могут вовсе не иметь персонажа (как, например, история привезенного крокодила, причудливо пересекающаяся с Венсановским рисунком Святого Георгия, использованным сыном в росписи церквушки). При этом вскрывающий письма почтальон (займет две минуты экранного времени) или упомянутый крокодил так же важны для автора, как и Венсан с семьей, а потому имена проходных участников действия называются раньше, чем имя главного героя – оно прозвучит только к середине фильма. Рецепт кинематографической
винодельни Тихая радость созерцания Отюда же и описанное разыгрывание экранного пространства в мизансценах. Итогом всех этих формальных изысков является особый ракурс восприятия, то преломление обыденности, которое высвобождает позитивный свет, созерцательную радость в казалось бы угнетающих своей безразличностью ритуалах повторяемого хода жизни. В каждой из изображенных Иоселиани цикличностей обнаруживается обнадеживающая поступательность. Поэтому нет ни капли пессимизма в финальном возвращении Венсана домой, к семье и в обезличенную рутину труда (завод показывают долго, но что там производят, понять решительно невозможно). Казалось бы, круг замкнулся, но это только иллюзия заданной культурными кодами пленки восприятия. Повторяя события, с которых начинался фильм, режиссер, как бы боковым зрением, выхватывает сопутствующие действиям героя необязательности, те, которые были периферийно намечены в начале, а теперь обнаруживают свою полноту и автономность. Так, выезжающий одновременно с Венсаном каждое утро трактор – не просто мазок мироздания, вокруг него может сложиться своя история: жена тракториста, ее отношения с женой Венсана и так далее… В результате жизненные ритуалы наполняются смыслом, притом весьма оптимистическим. Ведь здесь конструктивная созерцательность пробивается сквозь трещинки бытийной картины мира к сути законов, обусловливающих реальность со всем многообразием связей живущих в ней. Словом, Иоселиани предъявляет удивительную нынче радость познания, основанную на твердом убеждении, что за любым суррогатом возможна подлинность. Чтобы прочувствовать эту мысль в полной мере, стоит посмотреть фильм «Утро понедельника». | |
Просмотров: 771 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |