РАЗБОРЫ [58] |
РЕЦЕНЗИИ [116] |
САНТАЛОГИЯ [11] |
СЦЕНАРНОЕ [4] |
ДЕКЛАРАНЦЕВ [6] |
Главная » Статьи » РЕЦЕНЗИИ |
Помните (анти)советский анекдот, в
котором фигурировала трехспальная кровать «Ленин с нами»? Смешно было до боли –
ведь если не в спальне, то в личной жизни, в ее психическом раскладе,
государство тогда присутствовало незаменимым членом. Героиня фильма Вольфганга
Бекера «Гудбай, Ленин!» после эмиграции мужа на Запад находит семейное счастье в
служении социалистической родине. Смута перед падением Берлинской стены доводит
женщину до инфаркта с коматическими последствиями. Из комы она возвращается в
другую страну – объединенную Германию без коммунистических идеалов. Сын Алекс,
дабы сохранить внутреннее спокойствие матери, реставрирует в поле ее ощущений
блажь светлого соцстроительства. К чему ведут милые и жестокие пустячки двух
обманов – в отношениях сына и матери, матери и фантома по имени
ГДР?
«Страна,
которой никогда не было», – произносит Алекс в конце фильма. Его основное
содержание описываемо не семейными треволнениями, а страшным словом «симулякр».
Придумавшие термин культурологи Жан Бодрийяр и Поль Вирилио исследовали
искусственные видимости, которые маскируют реальность, выдают себя за реальность
и в конце концов низводят реальность до такой степени эфемерности, что даже наши
смутные надежды о ней кажутся грубым фарсом. Исследования дали мощный
инструментарий, весьма ценный для бывших жертв тоталитарного
инцеста. Открыв, к
(неслучайному) примеру, ранние книги Владимира Сорокина («Очередь», «Тридцатая
любовь Марины», «Норма»), можно открыть в этой постмодернистской летописи совка
подло живучую суть. Писатель не просто показывал мир двойных стандартов,
расщепленный противостоянием показухи и настоящести. Но и отношение этого
расслоения к истине. Тут-то и обнаруживается правда о той реальности, много
говорящая о реальности нынешней. В упрощенном иллюстрировании данной выкладки
рисуется дикторша «Времени» советского времени и мечтательное «льзя», в
воображении срывающее с ее губ нецензурное словечко; почему возникали подобные
желания, можно понять только сейчас, и то крепко подумав. Именно таким
пониманием заряжен взгляд режиссера Вольфганга Бекера на памятную нам логику
официозного оптимизма. Когда, говоря словами Алекса, «кое-что меняется, но не
очень». А если и меняется, то в лучшую сторону. Алекс понимает, что для маминого
даже не счастья, а выживания это единственно возможная формула структурирования
жизни, ставшего и бытием, и бытом, и тихими семейными радостями. И симулирует
процесс, поддерживает невеликую иллюзию. Каким образом? В основном – при помощи
симулякров в их наиболее отчетливом виде. Когда маме, упрятанной в спальню, для
поддержания душевного комфорта становится мало нанятых Алексом школьников,
которые напялили синие галстуки и поют пионерские песни, когда ей требуется
телевизор, наступает момент дутой истины. Алекс с приятелем снимают и монтируют
со старой хроникой новости и репортажи, чтобы потом пускать с видеокассет на
мамин телевизор в качестве прямого эфира. В программах не только говорится о
процветании более не существующей ГДР, но и простым комментаторским сдвигом
реальных событий рисуются подробности этого процветания. Так, на вывешенный
напротив окна маминой комнаты транспарант Coca-cola
ребята отвечают псевдорепортажем о том, как знаменитая компания признала
лидерство Берлинского завода безалкогольных напитков и вступает в его
подчинение. А кадры немцев, бегущих по свежим останкам Берлинской стены на
Запад, выдают за массовый исход угнетенных капиталистическим игом жителей ФРГ в
социалистический рай. Смешно всё это примерно так же, как анекдот про Ленина.
Потому что экзерсисы массмедийной фальсификации говорят о
многом. Во-первых,
для мамы создана идеальная страна, страна, вымечтанная мамой. Страна, вроде бы
отсутствующая в реальности. Но только в той реальности, что не познала греха
симулякров. А значит, и
во-вторых, той страны – ГДР ли, СССР – тоже не было. Или вы верили всему, о чем
вещали СМИ? Но,
в-третьих, и новая реальность мается не меньшими дырами, затягиваемыми пленками
симулякров! Ребята наврали про кока-колу? А что мы о ней знаем? Если вспомнить
хотя бы о пиар-технологиях и информационных войнах, стоящее за транспарантом
не-вранье окажется тем же симулякром. Дело в том, что по сути отношения к
реальности произошла смена означающих, но не означаемых (вроде смены этикеток на
прежнем барахле), и ее фиксирует фильм. Например, в сопоставлении якобы бегущих
на Восток от буржуазного чистогана рабочих и чудесного (за одну ночь!)
преображения пустых полок соцунивермага в ломящиеся потребительским изобилием
стеллажи супермаркета. В этой
концептуальной заварухе пробивается, на мой взгляд, важнейшая мысль фильма.
История со сбежавшим отцом Алекса (по официальной версии, его захомутала
«злобная капиталистическая сучка») имеет интересное продолжение и не менее
интересный итог. Выясняется, что отец, по совместному с матерью решению, должен
был подготовить в ФРГ почву для дальнейшей эмиграции всей семьи. Но мать
испугалась лишения родительских прав и принудила себя к прямо противоположному
выбору. Письма отца она прятала от детей. Вот оно: такое следствие раздвоенного
информационного пространства коммунистического режима, как драматичный разрыв
общения, отзывается далеко идущими обобщениями. Речь о кризисе коммуникации в
ситуации симулякров. Трудно, конечно, но всё же – а если попробовать обратить
незамыленное внимание на то, как мы общаемся? Как учимся прятаться от разговора
за новыми технологиями и восходящими к механизмам конкурентного выживания
условностями, а они всё дальше уводят нас от того, что мы действительно хотели
сказать? Разумеется, я имею в виду высказывание на всевозможных уровнях – от
президентской речи до sms-чата, от
журнальной статьи до корпоративной этики. Высказывание, которое – прошу прощения
за пафос – вместо пути от одного человека к другому постепенно становится
криком-шепотом в бездны информационных черных дыр, явленных сегодня как
всевластие симулякров. Отмеченная
мысль художественно сильна, так как в ней звучит музыка вопросов. Что было бы
невозможно без (описанного) идейного пласта. Единственная проблема фильма
«Гудбай, Ленин!» – сугубо профессиональная. Связанная с тем бытованием идей на
экране, которое подчиняется уникальным законам данной единицы визуального
действа. Отсутствие ритма, адекватного настроению (трагикомическому); сюжетные
неувязки; схематичные характеры (жалко глядеть на Чулпан Хаматову, зная ее
актерский потенциал)… Впрочем, не хочется больно пинать кинокартину. Есть в ней
один кадр, ради которого в каком-то смысле всё и затеяно. Мать Алекса
выскальзывает на улицу и ей словно протягивает руку бюст Ленина, уносимый
вертолетом на какую-нибудь свалку. Даже и без вычитывания цитаты из «Сладкой
жизни» Феллини с выводами относительно утраты всяческих целостностей этот кадр
являет собой высокую человечную кинематографичность. Здесь фокусируется
образность гуманистически ёмкая, точная и непереводимая в словеса. Разве что
надо помнить: «гудбай» говорится брэнду – ценностному, семейному,
ностальгическому. Но и не забывать вот о чем. Неспроста был упомянут Сорокин. В
его текстах ностальгия «по Ленину» разложена на составные части и блестяще
деконструирована: внутри нее досконально отслежены взаимовлияния власти и
эротизма, героизма и конформизма, насилия и интимности. Этот подход необходимо
иметь в виду, чтобы осознавать – тема прощания с Лениным отнюдь не закрыта.
Потому что она – не только об утраченной мечте. | |
Просмотров: 762 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |