Приветствую Вас Гость!
Вторник, 07.01.2025, 16:14
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Мой Блог

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » РЕЦЕНЗИИ

«Ложь»
1999. Южная Корея. Режиссер Янг Сун-Ву.


1.

«Я нервничаю из-за того, что буду сниматься голой», – говорит «в камеру» на -надцатой минуте фильма пока не раздевшаяся непрофессиональная исполнительница главной роли. Еще через несколько минут в кадр попадает съемочная группа. Ага, «кино в кино», смекает было насмотренный зритель и ждет творческих заморочек, двойных рамок кинотекста, выстраивающих замысловатые конструкции восприятия, и прочих киношностей. Ложный ход!

Кинорефлексия, мало того, что визуально неотграничена от «внутреннего» сюжета (а потом и вовсе в нем растворяется), встраивается в один ряд с дешевыми фактурными эффектами (видеораскадровки, засветки и пр.) и титровыми вклейками. Такими, например, как «первая дырка», «вторая дырка», «третья дырка», обозначающими схематичное прохождение любовниками вагинального, орального и анального этапов сексуального знакомства. В том же игриво-амбивалентном ключе дается важнейший для понимания формальных затей титр «Третья или четвертая встреча». Что, трудно было сосчитать?

Дело в том, что описанное выше – моменты структурности (выискивать их можно бесконечно – и в том, как жена главного героя прописывает его в больные после безнадежной просьбы отхлестать по попке, и в неверии портье, что героине уже 20 лет). А отношения любовников развиваются вопреки структурностям всякого рода. В физиологическом удовольствии они ищут то, что придает сексу экзистенциальную полноту. Поэтому их садомазохистские упражнения нельзя считать энциклопедией садомазохизма. В своих поисках они приближаются к тому порогу, когда желание первично, о нем не нужно задумываться и, следовательно, структурировать его.

Поэтому на первых секундах звучит: «одержимость – суть фильма». Вот о чем кино. Лучше всего иллюстрирует замысел прогулка героев по парку. Когда уже сгорел дом, а с ним – и понятие дома в их жизни: они огорчены тем, что палки для взаимных избиений превратились в пепел. В парке эти двое видят не то, что все остальные – их оптика настроена по сопутствующей искомой полноте одержимости: каждая обрубленная ветка рассматривается как потенциальное орудие садомазохистских приключений.

Заканчивается фильм ничем. Герой вернулся к жене в Париж, через какое-то время встретился со своей полузабытой героиней, очутившейся здесь проездом. Еще раз проделал «это». Вернувшись домой, после вопроса жены, где он был, закадрово откомментировал: «и я начал лгать».

Имена героев – J и Y. Выпячивая эту и другие условности, режиссер предлагает зрителю отказаться от привычного сопереживания в общепринятых условных рамках. Мол, а давайте взглянем – как на самом деле? Вот голые тела любовников без грима и выгодного освещения. Купились? И неосознанно верим, что синяки и рубцы – настоящие? Это и есть ложь как следствие понимания автором того, что обнажение условности не может быть чем-то большим, чем трюк. Такова природа кинематографа, позволившая в данном случае превратить ложь в акт честности, а честность акта зарядить ложью.

 

 
2. 

Для нынешнего кино, активно пропагандирующего ценности порнореализма, экранный трах – дело самое обычное. Даже если сексуальные отношения героев постепенно подходят к садомазохизму самого разнузданного толка, шокировать зрителя трудно. Поэтому кажется натянутым сравнение фильма со знаменитой «Империей чувств» Нагисы Осимы, революционно взорвавшей многие табу. И выглядит естественным именование телесных перипетий фильма энциклопедией садомазохизма. На самом деле «Ложь» наследует «Империи чувств» по сути. В своих поисках любовники приближаются к тому пределу, когда желание первично, о нем не нужно задумываться и, следовательно, структурировать его. Всякая же энциклопедия – уже структура, препарирующая искомую полноту. А ведь именно наполнить ускользающей субстанцией секса пытаются герои свое существование. Здесь все подчиненно этому стремлению, иначе говоря – одержимости. Вот сгорел дом, а с ним – и понятие дома в их жизни: они огорчены тем, что палки для взаимных избиений превратились в пепел. В парке эти двое видят не то, что все остальные: каждая обрубленная ветка рассматривается как потенциальное орудие садомазохистских приключений. Интересно, что подобная направленность не вступает в конфликт с многочисленными киноусловностями. В частности, имена героев – J и Y. Y (она) несколько раз обращается в камеру, да и съемочная группа пару раз мелькнет. Режиссер словно предлагает зрителю отказаться от привычного сопереживания общепринятых рамках. Мол, давайте взглянем – а как на самом деле? Легко купиться на голые тела без грима и выгодного освещения и незаметно поверить, что синяки и рубцынастоящие. Это и есть ложь как следствие понимания автором того, что обнажение условности не может быть чем-то большим, чем трюк. Такова природа кинематографа, позволившая в данном случае превратить ложь в акт честности, а честность акта зарядить ложью.


Категория: РЕЦЕНЗИИ | Добавил: rancev (11.01.2010) | Автор: Дмитрий Ранцев
Просмотров: 711 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]