РАЗБОРЫ [58] |
РЕЦЕНЗИИ [116] |
САНТАЛОГИЯ [11] |
СЦЕНАРНОЕ [4] |
ДЕКЛАРАНЦЕВ [6] |
Главная » Статьи » РЕЦЕНЗИИ |
«Месть –
блюдо, которое следует подавать холодным», – эту обкатанную многими жанрами
аксиому избрал лейтмотивом своего долгожданного фильма «Убить Билла» Квентин
Тарантино. А поскольку знаменитый режиссер 90-х по-прежнему считается
законодателем киномоды, история мщения в последнее время стала самым
подразумеваемым компонентом
кинопроцесса. Впрочем, если продолжить термосимволику, прохлада блюда,
предлагаемого зрителям фильма «Олдбой» корейским режиссером Чен-вук
Парком, – предельно обжигающая. Уж больно далека ткань фильма от эдакой
постциничной интонации, что предполагается актуализированной
аксиомой.
«Олдбой» –
картина, которая раскрывает свою тематическую направленность поэтапно, притом
каждый последующий этап создается на базе фальсификации предыдущего. Однако это
– конструктивная фальсификация, что становится понятным лишь к последнему этапу,
в котором фокусируется вся содержательная часть фильма. О чем речь? О том, что
хотя психологический механизм мщения и задействован в «Олдбое» по полной
программе (и имеет результатом то, что принято называть словечком «драйв»), но
кино по большому счету – не о мести. Важно, что
каждый тематический этап тщательно проработан, так, словно он и не является лишь
«обманкой», ведущей зрителя (и героя) по ложному пути. Но без этой тщательности
у (якобы) ложного движения не было бы и столь впечатляющих итогов. Поначалу
представляется, что в «Олдбое» заявлен мотив одиночества. После первого шока –
герой внезапно оказывается в заключении, причем это не тюрьма, к тому же он
ничего не знает о том, почему здесь оказался, а заключение длится полтора
десятка лет – наращиваются вполне серьезные смыслы одиночества, подкрепляемые
изобретательными образными находками. Когда же герой (его зовут О Дэ Су) выходит
на волю, мотив одиночества приобретает и вовсе экзистенциальное звучание. Однако
постепенно сюжетная пружина берет своё – мало понять, что ты бесконечно одинок в
этом мире, надо еще выяснить, кто и почему тебя подверг такому испытанию. Говоря
жанровым языком – требуется найти обидчика и отомстить ему. Тут обнаруживается,
что само случившееся уже было актом мести со стороны того, кому О Дэ Су пока
только хочет отомстить, более того, такое желание отомстить включено в первичный
акт мести и готовит его к логическому завершению. Следовательно – выяснение
выходит на следующий уровень, и уже здесь проявляется тематика узнавания,
докапывания до истины. Если описать итоговую тематику чуть точнее, она выглядит
примерно так: всякая серьезная жизненная правда, которую тебе удается открыть, –
это правда о тебе. И она беспощадна. А имманентная трагичность познания – одно
из свойств одиночества. Вот что
выясняет герой фильма. Когда-то он стал невольным свидетелем неплатонических
проявлений любви своего однокашника и его сестры. Врожденная болтливость О Дэ Су
привела к тому, что девушка совершила самоубийство. Однокашник к моменту, когда
у О Дэ Су появилась горячо любимая дочь, разбогател и смог устроить
пятнадцатилетнее заточение болтуну. На исходе которого и О Дэ Су, и его дочь, не
ведающие друг о друге, подверглись гипнотической обработке. И вскоре полюбили
друг друга – не как мать и отец, а как любовники. Изоморфную по инцесту схему
мщения однокашник приправил еще одной жестокой симметрией: слово О Дэ Су,
приведшее к узнаванию других о недозволенном, но желанном, отозвалось
собственным узнаванием недозволенного и нежеланного, но случившегося с ним же.
После этого ему остается только отрезать себе язык… По сути, история,
рассказанная в «Олдбое», – вполне античная. Фильм
захватывает, держит в напряжении, ни на секунду не отпускает. Во многом
благодаря тому, что повествовательная манера всецело подчиняется принципу «сюжет
как детектив» – действие двигается чередой вложенных друг в друга загадок. Но
это не единственное формальное достижение. Чен-вук Парк
насытил свою картину самыми невероятными придумками, которые затрагивают
различные регистры киношной конвенциональности. Скажем, пульт от встроенной
сердечной мышцы того самого однокашника: типичный киберпанковский гаджет, в
котором, однако, футуристическая фетишизация отодвигается на второй план простой
сюжетной дилеммой – нажать на кнопку или нет? убить или оставить в живых?
Примечательно, что в конце концов однокашник лишает себя жизни классическим
выстрелом из пистолета в висок, но как это сделано! Движение указательного
пальца, спускающего курок, продолжает – посредством воспоминания – движение,
когда разжалась его ладонь, держащая сестру перед смертельным падением в водоем.
Если говорить об экранной поэтике, можно вспомнить и эпизод, снятый в духе Лео
Каракса, лидера французской «новой новой» волны 80-х: долгое панорамирование
вдоль силуэта О Дэ Су с ножом в спине, успешно отбивающегося от нескольких
десятков бандитов с бейсбольными битами. Всевозможные
«так не бывает» даже не приходят в голову. Чен-вук Парк выстраивает весьма
стройную конструкцию логического опознавания в стороне от пресловутой
жизненности. Именно там – в стороне, настроенное по оптике остранения, –
пространство его фильма обретает экранные плоть и кровь и открывает шлюзы
сопереживания. Кстати, для безусловно имеющего место интенсивного воздействия
необходимым условием являются шокирующие моменты, которых в фильме действительно
немало (например, поедание живого осьминога), но которым в обсуждениях «Олдбоя»
зачастую уделяется гипертрофированное внимание. После
присуждения «Олдбою» Гран-при Каннского фестиваля, жюри которого возглавлял
Квентин Тарантино, стало принято сравнивать корейскую ленту с различными
«игрушечными боевиками» (типа «Затойчи»), в первую очередь – с «Убить Билла»
самого Тарантино, да и со всем творчеством американского режиссера. Но если и
есть у Тарантино фильм, достойный сравнения с «Олдбоем», то это – «Бешеные псы»
(1992). И там, и там древнегреческий пафос находит органичное воплощение в
современном материале. Однако, в отличие от достаточно очевидного
тарантиновского жонглирования клише, Чен-вук Парк использует кинематографические
условности более парадоксальным образом. И добивается киношной настоящести,
которая сильней реализма, мистики, фантастики или пародии. Такое возможно после
постмодерна с его тотальной умозрительностью, всеядностью и схематизацией
чувственных цепочек. Дело в том,
что кино – сугубо виртуальный продукт, оно окончательно формируется только в
нашем воображении. А воображение привыкло апеллировать в том числе и к
постмодернистским кодам отсылок, референций, двойственных трактовок,
нестабильности посылов. Раз так, почему бы не сложить перцептивную картину, в
основном опирающуюся на эту привычку как на пройденный и опостылевший этап?
Чтобы получившаяся картина взывала к животрепещущим основам духовных
переживаний, но была не отвлеченной, а обладающей той степенью подлинности, что
отличает искусство от жизни. На мой взгляд, Чен-вук Парку это блестяще
удалось. Рискуя
вызвать недовольство противников громких определений и дискомфортных
впечатлений, я бы назвал фильм «Олдбой» шедевром. Во всяком случае, такая
формулировка не вступает в противоречие с моими человеческими ощущениями зрителя
и профессиональными установками кинокритика. | |
Просмотров: 848 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |