РАЗБОРЫ [58] |
РЕЦЕНЗИИ [116] |
САНТАЛОГИЯ [11] |
СЦЕНАРНОЕ [4] |
ДЕКЛАРАНЦЕВ [6] |
Главная » Статьи » РЕЦЕНЗИИ |
2000. Россия. Режиссер Александр
Зельдович.
По-сорокински настоящий сюжет начинается с пытки Майком друга Левы, в которого через задний проход закачивают воздух. Изнасилованный пустотой Лева трахает Машу через дырку (пустоту) в карте Европы на месте Москвы. Черная дыра столицы намечает тему русской прорвы: можно влить бутылку водки в стакан, вбухать деньги в балетную школу, две атмосферы – в прямую кишку. «Он же человек, а не шина!» – пеняет Майк своим подручным. Но в Пустоте метаморфозы человек/шина/человек, равно как и норка/шубка самодостаточны. Ведь эта Пустота – пространство (для) симулякров. Русских симулякров: имитация не просто подменяет и вытесняет реальность, а с особой жестокостью и абсурдом (имитация накачки шины = пытка). Показателен абсурд убийства Майком одного из мнимых кидал. Клишированный гэг перебрасывания тортами приводит к смерти, когда в воздухе появляются более тяжелые продукты питания. На мертвом теле не разобрать, где кровь, где кетчуп. Главный смысловой итог эпизода – тотальное обесценивание. Поэтому герои – люмпены, вместо приобретения индивидуальной свободы лишившиеся стержня (пусть он и был классовым). Отсюда – крах вокруг них структур, образующих смыслы бытия. Как говорит Оленька, дернуть – всё обвалится! Марк, психиатр, в беседе с коллегой-хирургом, сравнивает своих клиентов (и общество в целом) со сгустком непроваренных пельменей (а раньше все пельмени были заморожены). Его рассказ иллюстрируется новорусскими бандитами, приведшими товарища с откушенной губой; в кульке со льдом хирургу дают губу, чтоб пришил, хоть она и «не совсем его». А какая разница, ведь непроваренные пельмени неотделимы. Можно даже мешать пепси с кокой, как делает Оленька. (Позиция латвийских властей, приводящих коммунальные оплаты к уровню европейских для всех, а плату за труд – только для себя: нищие пусть дохнут, а мы уже в Европе. Впрочем, у них тоже странная жизнь, ведь такое несоответствие является признаком каши, а значит и высокопоставленным чиновникам не избежать закона непроваренных пельменей.) В ситуации тотального обесценивания на поверхность вылезает символическое. Лева показывает Оле Москву: после трамплина-фаллоса он трахает ее в метро-чреве. На абсурдно-законную свадьбу с Машей и Олей Лева, весь фильм пижонствующий в дорогих пиджаках, приходит в свитере (поверхностная символика не закреплена и подвержена сдвигам наподобие человек/шина/человек). У могилы Неизвестного солдата Лева поясняет: «это солдат, которого не было, это памятник!» (это еще один пустотный символ.) Вечная русская иррациональность здесь такова, что символичен даже обман. Лева носит пейсы, но он не еврей, а обманывает таможню. Если Марк умеет верифицировать единственную ценностную постоянную – водку – при помощи встряхивания и наблюдения за пузырьками, то швейцарский нож из нержавейки в руках Майка оказывается ржавым (что может быть символичней, чем вездесущая польская крутка?) В контексте симулякров важна схожесть «Времени танцора» Вадима
Абдрашитова и одной из сюжетных линий «Москвы». Майк – лузер, Лева – победитель.
В пустотном пространстве поверхностной символики жесты важней, чем действия.
Майк этого не просек: думал, что строит балетную школу всерьез, оказалось –
готовит театральный жест своей смерти. Лева последователен в жестах: пейсы (он
их картинно состригает, обозначая смену объекта обмана) – взятие Европы
дротиками-«килотоннами» в карту (можно сравнить с трактовкой Бодрийяром «Бури в
пустыне») – трах через (в) дыру-Москву (имеет всю Москву) – буквы М О С К В А на
кольцевой, в которых он прячет деньги обманутого Майка. | |
Просмотров: 754 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |