РАЗБОРЫ [58] |
РЕЦЕНЗИИ [116] |
САНТАЛОГИЯ [11] |
СЦЕНАРНОЕ [4] |
ДЕКЛАРАНЦЕВ [6] |
Главная » Статьи » РЕЦЕНЗИИ |
2000. Южная Корея. Режиссер Ким
Ки-Дук.
Пространство вообще определено четко выстроенной топографией. Некий водоем окружен дальними горами, на его поверхности колышатся плавучие домики, удерживаемые якорями. У домиков нет названий, только цвета (у персонажей фильма нет имен). Всё это выглядит своеобразной изнанкой топоса острова. Земля, суша – это периферия, откуда приезжают постояльцы и гости этого странного «курорта»; в заданном пространстве они – чужаки. Вода – центр как образный, так и смысловой. Первая ассоциация русского зрителя с таким приоритетом – знаменитая вода Андрея Тарковского. Но вода Тарковского всегда ТЕЧЁТ, унося суету и/или принося вечное, она придает зрелищность и динамику философскому языку русского режиссера, часто служит посредником смыслов и образов в его фильмах, причем посредником гипервыразительным, акцентированным в духе клиповой эстетики. Статичной воде Ким Ки-Дука присуща особая
кинематографичность, здесь это – Среда, визуально осмысляемая на всех уровнях.
Вода – всеобъемлющая субстанция, которая всегда спокойней и сильней, чем
человеческие страсти. Вода стирает различия между высоким и низким, между
жестоким и лиричным. Основные занятия постояльцев – рыбная ловля, одиночество и секс. Рыболовные крючки задают целый образный ряд по возрастанию размера – это и крюк швартовки лодки к домикам, и якоря, которыми домики крепятся к месту. Это, кстати, позволяет увидеть в самом домике своего рода наживку, отсылающую к философской иллюзорности комфорта. Главный герой придает такому образному ряду еще одно измерение. Его рукоделия из крючков – качели, велосипед, виселица – сами по себе создают сюжет. Но главная сцепка гениально осуществлена в одном монтажном стыке. Он поймал рыбу, та извивается. Извивающаяся рыба на крючке монтируется с главной героиней, раскачивающейся на качелях. И вот – фиксация сходства: Он дарит Ей качельки из рыболовных снастей. Люди подобны рыбам в слепой покорности судьбе, определяемой стихией. Водой. С крючками связана и знаменитая симметрия жестокости. Он первым глотает рыболовные крючки, пытается их выдернуть, падает в воду, Она вытягивает его из воды за леску и любовно извлекает крючки. Позже все происходит с точностью до наоборот, только Она запихивает крючки во влагалище. (В скобках следует заметить, что их отношения – любовная драма неснившегося европейскому кино накала.) Так Она пытается удержать возлюбленного: рука дергает леску, раздается страшный крик, лодка, в которой Он, разворачивается. Сама симметрия позволяет догадаться, что и он глотал крючки, чтобы сблизиться с нею. Два эпизода с проникновением крючков в тело отражают смысл схемы их общения. Он говорит ртом, Она – телом. А влагалище – средоточение ее телесного языка. И тут можно усматривать не жестокость, а жесты, указывающие на драматизм коммуникационного барьера. (Подобный драматизм по схожей схеме исследован Бергманом в «Персоне».) Фильм насыщен своеобразными жестами. Они
складываются в затеянный Ким Ки-Дуком танец тел и предметов. Это уникальная
хореография взамен драматургии как способ коммуникации со зрителем. И ограждает зрителя от прямого понимания. Ведь этот фильм о том, что налаженный человеческий мирок – только остров в непостижимых законах бытия. А взгляд за границу острова возможен благодаря наличию в кинематографе зон, неподдающихся адекватному переводу на язык слов. | |
Просмотров: 780 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||