Приветствую Вас Гость!
Вторник, 07.01.2025, 17:00
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Мой Блог

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » РЕЦЕНЗИИ

«Широко закрытые глаза»
1999. США.
Режиссер Стэнли Кубрик.


            Этой окруженной легендами задолго до выхода на экраны ленте в виде эпиграфа хотелось бы предпослать старую строчку БГ – «можно быть рядом, но не ближе чем кожа».

            Врач и его жена, Билл и Элис (Том Круз и Николь Кидман), отправляются на вечеринку к Зиглеру. Солидного возраста плейбой-венгр, пригласив тепленькую от шампанского Элис на танец и узнав о ее замужестве, произносит: «шарм брака заключается в необходимости измены». Эта фраза готовит сюжет измены.

            Понадобилась травка, которой уже дома балуются доктор с супругой, чтобы через 9 лет семейной жизни сказать друг другу правду о понимании измены. Обычное выяснение отношений – разборки случившихся флиртов – благодаря действию на Элис легкого наркотика выливается в докапывание до сути: Элис красивая – поэтому ее хотят мужчины – такова их природа, хотеть красавиц – но Билл любит жену, поэтому был равнодушен к флиртовавшим с ним двум моделькам – ах, так, значит он их не трахнул не потому, что не хотел, а только потому, что ее любит, а если б она кого-то захотела – но Билл уверен в Элис. И тут игриво-стервозный тон жены поднимается до серьезности болезненного откровения. Она рассказывает о морском офицере, за один взгляд которого отдала бы всё – Билла, дочку, fucking future!.. Тогда, правда, ничего не случилось, но с этого откровения всё начинается.

            Начинаются измены Билла как возможности, пусть и не случившиеся. История Элис с офицером оправдывает его открытость встречаемым один за другим соблазнам. Их череда открывается смертью бывшего пациента, дочь которого Мэрион, несмотря на траурную обстановку, шизофренично объясняется Биллу в любви. Проститутка Домино, заняться сексом с которой помешал звонок Элис; по телефону Билл лжет – в отместку за правду о морском офицере, но и та правда, и эта ложь укладываются в пространство неслучившегося, воображаемого, разыгрываемого, о котором – чуть позже. Дочка Милича (Лили Собески), которая (не)двусмыленно прижимается к спине Билла. Оргия – здесь уже множество шикарных обнаженных женщин и разлитый в воздухе призыв к совокуплению. Снова Милич, которому Билл возвращает взятый напрокат маскарадный костюм и который открыто предлагает свою малолетнюю дочь. Наконец, подруга Домино, телесную игру которой принимает Билл.

            Уже флирты Билла и Элис на вечеринке у Зиглера задают сюжет розыгрышей, фальши, всего, что в английском обозначено ёмким словом fake. Причем этот сюжет отслежен Кубриком на разных уровнях. Закадровый вальс в экспозиции, когда пара готовится к выходу в свет, вдруг обнаруживает свю материальную, внутрикадровую природу – Билл просто поворачивает ручку громкости, убирая музыку. Скандал при первом посещении Милича: хозяин магазина одежды напрокат, обнаружив двух полуголых старперов со своей раздетой дочкой, запирает их и грозит полицией. Но когда Билл наутро сдает костюм, те двое преспокойно покидают магазин и расплачиваются – очевидно за появляющуюся тут же девочку ниглиже. Да, это был всего лишь розыгрыш для Билла – с целью заполучить нового клиента.
Но, конечно, центральной в сюжете fake становится мистико-эротическая оргия, которая чуть не заканчивается печально для Билла. Он приехал туда, куда ему не следовало, приехал на такси туда, куда все приезжают на лимузинах. Он не знал второго пароля, и когда ему приказали снять маску, а потом и всё остальное, спасла только пожертвовавшая собой нагая красавица, в которой позже Билл узнает погибшую, якобы от овердозы, бывшую королеву красоты. Как выясняется, всё это был блеф, чтобы напугать Билла и заставить его молчать об увиденном. Второго пароля не было, девушка действительно баловалась наркотиками. Билл же воспринимает всерьез и этот триллер, и несостоявшуюся измену жены – ему постоянно мерещится трах Элис с морским офицером. Но раз ты воспринимаешь всерьез этот fake, отнесись так же и к своим несвершившимся соблазнам! Урок не впрок: узнав, что у Домино обнаружен ВИЧ (вот куда могли привести игры!), он спокойно пристает к ее подруге.
Дымок травки, которую курят Билл и Элис в начале фильма, словно передается зрителю, нагнетая определенное и очень важное состояние, через которое проходит восприятие. На вечеринке Зиглера в деталях воссоздается пресыщенность, плавно переходящая в распущенность, и безразличное отношение к ней. Привычность показанного шика завораживает, готовя зрителя к оцепенению, которое материализуется в эпизоде оргии. Причем сама оргия снята с куда большим эмоциональным (пусть бурление эмоций тут и подспудное) накалом, чем в аутентично готических фильмах. Следующим этапом становится триллер (дистанционный преследователь на ночных улицах в контексте коллизий и антураже клавишных акцентов), но не как жанр, а как имитация состояния.

            Такое состояние отражает смысл двойственности и обратимости реального/воображаемого, внешнего/внутреннего. Ведь даже страшные эпизоды сняты как смешные – такова, например, игривая на грани гомосексуальности фигура портье, у которого Билл пытается выяснить правду о музыканте, пригласившем его на оргию; рассказ о синяках и двух уведших пианиста верзилах сопровождается лукавыми интонациями и взглядами.

            Подобная расщепленность приводит к тому, что игры воображения обнаруживают фальшивость всего внешнего. От чисто кинематографических аллюзий – в ключевых эпизодах фоном служит сугубо киношный синий цвет – до сюжетных составляющих: фальшивость достатка, супружества, балов, даже навязчиво окружающего героев Рождества.

            Воображением Билла расщепляется и голос Элис. Она объясняет дочке математику, но Билл, глядя на жену, слышит ее недавний рассказ о сне, в котором она занималась групповым сексом. Самое ужасное, что интонации совпадают.

            Разоблачаемая при помощи fake поверхностность реализуется в гениальном кадре, где маскарадная маска Билла покоится на его подушке рядом со спящей Элис, словно суть того, что осталось от их отношений. Недаром нос и губы маски так похожи на нос и губы Билла.
На внешнее как отделенность от внутреннего указывают рефренная обнаженность Элис (в этих эпизодах нагота выглядит не разоблачением, а прикрытием, кожа становится одеждой) и голые тела в эпизоде оргии (здесь акцент поверхностности усиливается масками).

            Да и сюжет о супружеской неверности, препарированный лезвием триллера, уплощается, вонзаясь в иные глубины.

            В чем же смысл пространства fake? Сны Элис и соблазны Билла, их совместные и раздельные страхи и испытания нереализованы. Но это больше, чем отсутствие реальности. Это – состояние, в котором они привыкли жить и воспринимать их отношения. И оно называется – с широко закрытыми глазами. «Как хорошо, что мы проснулись», – говорит в конце фильма Элис. Но подобные розыгрыши не проходят бесследно. Поэтому самое реальное, чем они могут теперь заняться, «самое важное», по словам Элис – «трахнуться». Fuck – это последнее слова фильма, последнее «слово в творчестве» мэтра, умершего во время выхода фильма на экраны.

            Кубрик, четко зная, что это его последняя картина, позволил себе не быть корректным, ведь современная корректность, да еще и в ставшей родной для него Америке – тоже fake. Отсюда лексика персонажей, наркотики легкие и тяжелые, нагота и вариативность сексуальных сцен.
Но, что бы мы ни говорили о «Широко закрытых глазах», ясно, что этот фильм стал грандиозной загадкой Мастера, которой положена долгая духовная жизнь.

Категория: РЕЦЕНЗИИ | Добавил: rancev (12.01.2010) | Автор: Дмитрий Ранцев
Просмотров: 1094 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]