РАЗБОРЫ [58] |
РЕЦЕНЗИИ [116] |
САНТАЛОГИЯ [11] |
СЦЕНАРНОЕ [4] |
ДЕКЛАРАНЦЕВ [6] |
Главная » Статьи » РЕЦЕНЗИИ |
1999. США.
Режиссер Стэнли Кубрик.
Врач и его жена, Билл и Элис (Том Круз и Николь Кидман), отправляются на вечеринку к Зиглеру. Солидного возраста плейбой-венгр, пригласив тепленькую от шампанского Элис на танец и узнав о ее замужестве, произносит: «шарм брака заключается в необходимости измены». Эта фраза готовит сюжет измены. Понадобилась травка, которой уже дома балуются доктор с супругой, чтобы через 9 лет семейной жизни сказать друг другу правду о понимании измены. Обычное выяснение отношений – разборки случившихся флиртов – благодаря действию на Элис легкого наркотика выливается в докапывание до сути: Элис красивая – поэтому ее хотят мужчины – такова их природа, хотеть красавиц – но Билл любит жену, поэтому был равнодушен к флиртовавшим с ним двум моделькам – ах, так, значит он их не трахнул не потому, что не хотел, а только потому, что ее любит, а если б она кого-то захотела – но Билл уверен в Элис. И тут игриво-стервозный тон жены поднимается до серьезности болезненного откровения. Она рассказывает о морском офицере, за один взгляд которого отдала бы всё – Билла, дочку, fucking future!.. Тогда, правда, ничего не случилось, но с этого откровения всё начинается. Начинаются измены Билла как возможности, пусть и не случившиеся. История Элис с офицером оправдывает его открытость встречаемым один за другим соблазнам. Их череда открывается смертью бывшего пациента, дочь которого Мэрион, несмотря на траурную обстановку, шизофренично объясняется Биллу в любви. Проститутка Домино, заняться сексом с которой помешал звонок Элис; по телефону Билл лжет – в отместку за правду о морском офицере, но и та правда, и эта ложь укладываются в пространство неслучившегося, воображаемого, разыгрываемого, о котором – чуть позже. Дочка Милича (Лили Собески), которая (не)двусмыленно прижимается к спине Билла. Оргия – здесь уже множество шикарных обнаженных женщин и разлитый в воздухе призыв к совокуплению. Снова Милич, которому Билл возвращает взятый напрокат маскарадный костюм и который открыто предлагает свою малолетнюю дочь. Наконец, подруга Домино, телесную игру которой принимает Билл. Уже флирты Билла и Элис на вечеринке у Зиглера задают сюжет
розыгрышей, фальши, всего, что в английском обозначено ёмким словом fake. Причем
этот сюжет отслежен Кубриком на разных уровнях. Закадровый вальс в экспозиции,
когда пара готовится к выходу в свет, вдруг обнаруживает свю материальную,
внутрикадровую природу – Билл просто поворачивает ручку громкости, убирая
музыку. Скандал при первом посещении Милича: хозяин магазина одежды напрокат,
обнаружив двух полуголых старперов со своей раздетой дочкой, запирает их и
грозит полицией. Но когда Билл наутро сдает костюм, те двое преспокойно покидают
магазин и расплачиваются – очевидно за появляющуюся тут же девочку ниглиже. Да,
это был всего лишь розыгрыш для Билла – с целью заполучить нового
клиента. Такое состояние отражает смысл двойственности и обратимости реального/воображаемого, внешнего/внутреннего. Ведь даже страшные эпизоды сняты как смешные – такова, например, игривая на грани гомосексуальности фигура портье, у которого Билл пытается выяснить правду о музыканте, пригласившем его на оргию; рассказ о синяках и двух уведших пианиста верзилах сопровождается лукавыми интонациями и взглядами. Подобная расщепленность приводит к тому, что игры воображения обнаруживают фальшивость всего внешнего. От чисто кинематографических аллюзий – в ключевых эпизодах фоном служит сугубо киношный синий цвет – до сюжетных составляющих: фальшивость достатка, супружества, балов, даже навязчиво окружающего героев Рождества. Воображением Билла расщепляется и голос Элис. Она объясняет дочке математику, но Билл, глядя на жену, слышит ее недавний рассказ о сне, в котором она занималась групповым сексом. Самое ужасное, что интонации совпадают. Разоблачаемая при помощи fake
поверхностность реализуется в гениальном кадре, где маскарадная маска Билла
покоится на его подушке рядом со спящей Элис, словно суть того, что осталось от
их отношений. Недаром нос и губы маски так похожи на нос и губы Билла. Да и сюжет о супружеской неверности, препарированный лезвием триллера, уплощается, вонзаясь в иные глубины. В чем же смысл пространства fake? Сны Элис и соблазны Билла, их совместные и раздельные страхи и испытания нереализованы. Но это больше, чем отсутствие реальности. Это – состояние, в котором они привыкли жить и воспринимать их отношения. И оно называется – с широко закрытыми глазами. «Как хорошо, что мы проснулись», – говорит в конце фильма Элис. Но подобные розыгрыши не проходят бесследно. Поэтому самое реальное, чем они могут теперь заняться, «самое важное», по словам Элис – «трахнуться». Fuck – это последнее слова фильма, последнее «слово в творчестве» мэтра, умершего во время выхода фильма на экраны. Кубрик, четко зная, что это
его последняя картина, позволил себе не быть корректным, ведь современная
корректность, да еще и в ставшей родной для него Америке – тоже fake. Отсюда
лексика персонажей, наркотики легкие и тяжелые, нагота и вариативность
сексуальных сцен. | |
Просмотров: 1094 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |