США – Германия –
Великобритания, 2002. Режиссер Мелани Майрон.
Не смотрите на идиотское название.
Во-первых, это не творчество прокатчиков, оно совпадает с оригиналом, во-вторых,
идиотизмов здесь навалом, но каждый бьет в цель. Причем цель – не разоблачение
американского менталитета, как может показаться вначале, а совершенно не
ожидаемые сюжетные тонкости. Но обо всем по порядку. Когда цель старшеклассницы
– стать звездой реального телеэфира (а не какого-то городского кабеля), путь к
достижению расписан по пунктам, как принято в странах с отработанной карьерной
схемой. Но гораздо больше внимания создательница фильма уделяет пунктам, не
указанным в списке. Например, чуткой женской дружбе, позволяющей девчонкам
улавливать нюансы во внешности друг друга и знать, когда и как их отметить.
Поэтому для русского зрителя уникальной удачей является имя героини. Старла
по-нашему звучит как «стерва». К тому же – американка. Вот ее слова за кадром:
«Папа говорит, что у нас в Техасе все больше, даже небо». А об этом она
рассказывает в эфире школьного телевидения: «Запеканка с тунцом, вопреки слухам,
на этой неделе такая же свежая, как и на прошлой»; новость про ситуацию в
Израиле идет второй. Ее мама, слушая Моцарта: «Не люблю японскую музыку». Если
Америка – пуп Земли, то Техас – его центр. Кантри, ковбойские шляпы, конкурс
«Мисс говядина», просто говядина. Когда в семью Старлы по студенческому обмену
из Франции приезжает Женевьева, на такой почве начинается хохма как на
выступлениях Задорнова с его лозунгом «ну, тупые!» Впрочем, издевка над собой
получается, в отличие от задорновских эскапад, беззлобной и глянцевой. А главное
– умной. Потому что приколы – пункт из списка, самое интересное глубже: фильм
легковесно скользит по крутым поворотам темы заемной жизни. Иногда сливаясь с
сюжетным развитием шедевральной классики от Джозефа Манкевича «Все о Еве». Итог
раритетный: донельзя смотрибельный фильм, после которого не чувствуешь себя
оболваненным.
|