Россия,
2001. Режиссер – Сергей Овчаров. В ролях: Константин Воробьев, Андрей
Мягков, Владимир Гостюхин, Ольга Волкова, Ольга Пашкова, Виктор
Сухоруков.
Как принято на Руси, ленивый царь (Мягков)
с подачи злобного тупого генерала (Гостюхин) поручает всевозможные невыполнимые
миссии смекалистому дураку Федоту (Воробьев). В одном из походов бравый стрелец
встречает… нет, не царевну-лягушку, а птицу-Марусю. Она становится женой Федота,
а ее пернатые подручные выполняют за него самые невообразимые царские прихоти.
Вот только То-чего-не-может-быть (в виде Виктора Сухорукова) герою следует
отыскать самостоятельно. В общем, налицо модернистская обработка архетипических
сюжетов, заданная сказкой в стихах, по которой и поставлен одноименный фильм. К
лихо вплетенному в утрированную архаичность новоязу Овчаров добавляет клише
масскульта и стилизованные под старину несуразности. Режиссерских придумок
навалом, но ловишь себя на мысли, что они отвлекают от виртуозного текста,
сочиненного когда-то Леонидом Филатовым (кто забыл – секс-символ советского кино
80-х). Рифмы, которые подобно ванькам-встанькам, сами собой ведут плясовую
ритмического рисунка; неожиданное и глубокое остроумие; точное словцо, словно на
долю секунды опережающее мысль читателя… В общем, чувство, что прочитай любой из
занятых в фильме отличных актеров сказку со сцены, эффект был бы сильнее.
Видимо, искомая Овчаровым аутентичная русскость в кино (помните «Небывальщину»,
«Левшу», «Оно»?) себя исчерпала вместе с умонастроениями ярко выраженного
переходного периода. «Истинно народная комедия», как написано на обложке, вряд
ли удалась. Скорей, получился тотальный балаган от режиссера-интеллектуала,
этакое «Маски-шоу» для эстетов. Да только эстеты от авторского кино «Масок»
вовсе не ждут. А любители «Масок» предпочтут оригинал. И правильно
сделают.
|