США,
2002. Режиссер – Кевин Донован.
В ролях: Джеки Чан, Дженнифер Лав
Хьюитт, Джейсон Айзекс, Деби Мазар, Питер Стормаре.
«Не все же китайцы – Брюсы Ли», – говорит
своему приятелю таксист Джимми Тонг (Чанг) после позорного бегства от сбитого им
дюжего велосипедиста. В этих словах слышится полуироничная надежда на то, что
когда-нибудь подобным образом упомянут и самого упорно неувядающего Джеки. Фильм
стоит посмотреть как минимум ради того, чтобы убедиться –надежда еще как
обоснована! По-детски игривое, парадоксально харизматическое обаяние Джеки Чана
во многом базируется на честности, искренности, непосредственности, пусть и
проявляются эти качества порой косвенно. В них есть глубина, которая позволяет
Джеки занимать уникальную нишу современного кино. Можно и не лепить к явлению
словцо «культовое», но настоящие интеллектуалы и эстеты им не брезгуют. Одна из
заслуг Чана в том, что он не декларирует совмещения высоких смыслов и низкой
развлекаловки по принципу ложно понятого постмодернистского «слоеного пирога»,
чем грешит, к примеру, Люк Бессон в «5-м элементе». Но и не спекулирует на
идейных стержнях сюжетных линий. Скажем, история спасения его героем мира в этой
картине – даже не отработка клише. Так, что-то вроде боксерской груши, этакий
фабульный тренажер для оттачивания фирменных фишек.
Примерно такую же
нагрузку несет заглавный смокинг, который на самом деле является
экспериментальным боевым комплектом. Стоит только выставить нужный режим, и
эффектная демонстрация возможностей Джекки Чана предстанет во всем блеске: от
невозможных трюковых драк до неожиданной галантности и изощренных танцев.
Костюм, как легко догадаться – аналог знаменитой бондовской супермашины. Но
ненужные параллели отсекаются фразой «Меня зовут Тонг. Джеймс Тонг», которая
звучит нелепой бравадой и идет вразрез с двусмысленным аристократизмом Джеймса
Бонда. Впрочем, суперагенту не состязаться с внутренним аристократизмом Чана.
Виртуозный недотепа, как известно, выполняет (и изобретает) все трюки сам.
Спасибо режиссеру Доновану, что вложился в соответствующий чановской
головокружительной аттракционности стиль, и, как и звезда фильма, сумел сделать
главное – надежно скрыть от восхищенных зрительских глаз пот этой гигантской
трудоемкости. Между прочим, великое умение, позволяющее на одном дыхании
досмотреть до классической финальной нарезки с неудавшимися дублями и через смех
прикоснуться к нелегкому труду киношника.
|