РАЗБОРЫ [58] |
РЕЦЕНЗИИ [116] |
САНТАЛОГИЯ [11] |
СЦЕНАРНОЕ [4] |
ДЕКЛАРАНЦЕВ [6] |
Главная » Статьи » РЕЦЕНЗИИ |
Режиссер – Павел Лунгин
Хорошие и плохие Лунгин не первый хороший режиссер, предпринявший
попытку поиска кинематографической адекватности современной русской жизни в
контексте околомифологического наследования, нащупывания предельных сюжетных и
мотивационных пружин. Свой шанс провалил уже Андрон Кончаловский в «Курочке
Рябе». Запускать такие пружины в лицо и душу русскому обывателю результативно
удается только Дмитрию Астрахану. Потому что он – плохой режиссер, чего Астрахан
скрывать и не собирается. Лунгин на этом пути вступает в неразрешимый конфликт с
собственным высоким профессионализмом (подробнее – в пункте Картонная
фабрика). Ложь о ложе Свадьба является сильнейшим драматургическим и
драматическим событием. Но, чтобы из одного события состоял полнометражный
художественный фильм, он должен быть по крайней мере экспериментальным. Как
известно, Лунгин стремился к тому, чтоб его картину воспринимали в первую
очередь сердцем; а для экспериментов путь к сердцу лежит через рассудок.
Пришлось событие подменять его изнанкой; отсюда – все эти поварихи с рыбой,
тамады с унифицированным репертуаром, разлитая в атмосфере обшарпанности мина
серьезной радости и прочие несуразности. И пресловутая российская нищета здесь
ни при чем – сравните с тем, как преподносит подобные события Кустурица. Причем
Лунгин намеренно изображает эту изнанку, что доказывает история с первой брачной
ночью – таинство готовящих ложе старушек отыгрывается в ломающемся совковом
диване, которым оно оказалось, при первых попытках соития новобрачных. Но
чернушная изнанка события не становится самодостаточной темой исследования, а
лишь указывает на болезненно рвущиеся корни, отчего каждую бочку меда,
выставленную на праздник, покрывает непробиваемая пленка дегтя притворности.
Драматургическая проработка этого явления приводит к тому, что все персонажи
фильма становятся картонными. Единственная константа аутентичности – водка, но
тут Лунгин ни при чем. К сожалению. Картонная фабрика Отказ режиссера от серьезного исследования изнанки
события готовит ему ловушки. Например, такую. 90% участников фильма – жители
деревни, в которой все снималось. Но сила режиссуры Лунгина выводит
приоритетность утраты корней над казалось бы ожидаемой естественностью массовки
в роли себя. Они слишком плоски даже для фона. Ну а актеры-профессионалы в таких
условиях тем более выдают картон. Который, однако, не приближается к лубочности
астрахановских персонажей. Слишком силен Лунгин в детальном погружении в низы
жизни, в почву. Отсюда – непримиримый конфликт очищенных эмоциональных задач и
фирменного кинематографического почерка, от которого режиссер отказаться не в
состоянии. Ему бы спасти эту историю сказочной любовью! Но одного финального
кадра для этого мало. И главное – не за сказку французы дают деньги
Лунгину. Русская амбивалентность Неудивительно, что фирменное лунгинское «мясо» жизни
сконцентрировалось в самом, на мой взгляд, интересном эпизоде – изнасиловании
тети невесты в подсобке клуба. Здесь режиссер нашел удивительно аутентичную
кульминацию сюжета о свадебном подарке жениха. Краденом, разумеется. Русской
потерепевшей мало, что ее ограбили. Для полноты чувств не хватает, чтоб еще и
изнасиловали. Тут уж формула о «бабе в 45» перехлестывает криминальную
фабульность и тетя, с которой обошлись, как в грубом анекдоте, готова на все –
забрать заявление из ментовки, из лучших побуждений сделать семейный скандал,
стать смутным (от водки) объектом желания. Словом, светиться предпохмельным
счастьем. Down by Law А ведь Марат Башаров, сыгравший Мишу, – это же русский Джуд Лоу, лапонька! Наблюдая за светским обликом Лоу – в интервью, тусовках, коверах и постерах – ждешь от его ролей энергетического взрыва, наподобие того, что продемонстрировал Дэвид Тьюлис в Naked. Напрасно – Лоу играет на искусном сдерживании ожидаемого эффекта, тем самым контролируя свою карьеру. Марат, в отличие от Джуда, выжимает максимум из зазора физиогномики и артистизма именно перед камерой, удивляя типажным разнообразием (вспомним еще михалковского юнкера и говорухинского насильника). Иначе говоря, на репрезентационной рубахе ролей Башарова всегда расстегнуто на две-три пуговицы больше, чем у Лоу. Знай русских! | |
Просмотров: 802 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |