Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 06.01.2025, 02:41
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Мой Блог

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » РЕЦЕНЗИИ

«Звезда»
Россия, 2002. Режиссер – Николай Лебедев.
В ролях: Игорь Петренко, Артем Семакин, Алексей Панин, Алексей Кравченко, Амаду Мамаков, Екатерина Вуличенко.
 

            На общем фоне сегодняшнего русского кино, грешащего случайностью удачного результата, Николай Лебедев выглядит просто героем. До «Звезды» он успел снять отмеченные специалистами очень крепкие триллеры «Змеиный источник» и «Поклонник». Наработки не пропали даром, профессиональный рост – налицо. О чем кино, уже не столь важно. Летом 1944-го советские войска готовятся к переходу границы, в тыл врага засылается разведвзвод лейтенанта Травкина. Позывные разведчиков – «Звезда». Этим словом будет выкликать их в эфире связистка Катя, только что прибывшая в войска, но успевшая влюбиться в Травкина по-фронтовому. Это значит, что оба молоды, красивы, решительны в деле и робки в отношениях. Дальнейшее предсказуемо: добыть и передать важную информацию ценой жизни научились несколько поколений русских солдат – на войнах и на экранах. Но предсказуемость не имеет значения, когда мы видим, как это снято. Из хорошо и по-своему освоенного режиссером жанра в «Звезду» его фирменным почерком перетекают напряженные моменты ночной бомбежки, со всполохами красного и синего и монтажной динамикой человеческого ужаса. Вписывается в стилистическую канву и крупный план куклы, найденной девочкой на пепелище. При всем эстетическом осовременивании Лебедев старательно наследует лучшим выразительным приемам советской батальной школы. Но даже тут режиссер удерживает внимание принципом «последней секунды» (успеет/не успеет – без этого не было бы триллера), в чем чувствуется спекулятивная нота, сменившая оголтелый патриотизм. А почему бы нет? Подвиг разведчиков не будет осознан как высокий, если до этого не вдарит зрителю по эмоциям – таковы законы экрана. Профессионализм измеряется разработкой каждой составляющей фильма, причем в таком ключе, чтоб кино было интересным для всех и глубоким для знатоков, а одно другому не противоречило. Раз «Звезда» в названии, то пусть ее образ растягивает по аллюзиям трагическую условность понятий добра и зла. Звездочка на пилотке бойца, муравья в гигантской военной машине; близко снятая звезда на крыле бомбящего немцев самолета; вырезанный врагами на спине пленного пятиконечник, краснеющий освежеванным мясом. Свои тоже не ангелы – языка-«пешку» пришлось без эмоций прирезать, так нынче бандиты убирают свидетелей. В этом эпизоде нет показного смакования: зеленый новобранец блюет, а камера взмывает к верхушкам деревьев. Жестокость войны в том, что как бы ни приближалась ценность человеческой жизни к нулю, смерть остается смертью. Тезис силен для любой идеологии, но Лебедеву интересны постмодернистские игры с красной. С трудом, но режиссеру удается примирить суровую советскую романтику с вкраплениями клиповой организации повествования. В результате поход в немецкий тыл становится почти метафизическим путешествием: местами напоминает Зону из «Сталкера» Тарковского, местами (до конкретики) – «Мертвеца» Джармуша. Это оправдывает обусловленный наследием прошлого некоторый схематизм сюжетного нагнетания. К тому же в конце все встанет на места. Патриотизм на высокой эмоции сольется со спекулятивностью, аллюзивностью, образной глубиной и безутешной романтикой. Всерьез. Больше всего радует, что голливудской войной принципиально не пахнет.
Категория: РЕЦЕНЗИИ | Добавил: rancev (14.01.2010) | Автор: Дмитрий Ранцев
Просмотров: 909 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Phistal  
0
That's more than seliebns! That's a great post!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]