РАЗБОРЫ [58] |
РЕЦЕНЗИИ [116] |
САНТАЛОГИЯ [11] |
СЦЕНАРНОЕ [4] |
ДЕКЛАРАНЦЕВ [6] |
Главная » Статьи » СЦЕНАРНОЕ |
Эпизод
пролога представляет собой максимально пафосное зрелище. Церемония
награждения, в которой тут же узнается «Оскар», на сцене – Вуди Харельсон,
получающий приз как лучший актер. Традиционная полутораминутная речь Вуди –
благодарности родным, киногруппе, учителям, соратникам и
друзьям. И вот
объявляют лучший фильм. На сцену за наградой выходит его режиссер, наш герой,
Z.
Когда он, получив статуэтку, приближается к микрофону, аплодисменты стихают. Зал
замирает, видны лица кинематографистов, ждущих от Z
очередного сюрприза, виртуозной эскапады, многозначительной
скороговорки… Z
произносит лишь несколько слов: «Спасибо
моему зрению.» Флэшбек
возвращает действие к началу кинокарьеры Z.
Съемки дебюта из-за финансовых неурядиц растягиваются на несколько лет, подающий
надежды режиссер вынужден зарабатывать на хлеб рутинными съемками дешевых
рекламных роликов типа бегущей строки под статичной картинкой, в то время как
его жена, молодая актриса, взлетает на вершины популярности. В личной жизни
Z
нарастает напряжение… К монтажу
отснятого материала Z не
допускают, материал гибнет под монтажными ножницами бездарного подельщика. Дебют
Z с
треском проваливается. Неизбежный развод с женой не заставляет себя
ждать. Одинокий
волк Z всё
еще молод, полон сил, он строчит невостребованные сценарии, которые раз за разом
отвергают. Его уже не приглашают даже на съемки дешевых
роликов. В один из
дней этой нерадостной поры Z
снится очень яркий сон. Это похоже на высокотехнологичный кинематограф будущего
– навороты эффектов организованы синефильскими радостями, и действительно, к
концу сна Z
видит себя во главе группы, снимающей это чудо. Внезапно, в момент эйфории,
Z
оказывается абсолютно одиноким, не видно ни кинокамеры, ни одного из только что
присутствовавших киношников. Z
окружает лишь «кинематограф будущего в чистом виде», но Z не
до него, он тщетно пытается вернуться к съемочному процессу, пока не просыпается
в холодном поту… … Будит
Z
телефонный звонок, спросонья он долго не может понять, что именитый продюсер
заинтересован его сценарием, а поняв, соображает, что ничего кроме давно
написанного синопсиса он не имеет. Встреча должна состояться через пару дней. В
эти два дня Z
вкладывает всё, чтобы создать достойную основу будущего
фильма. … Абсолютно
изможденный Z
подписывает договор. Съемки этого
фильма проходят на пределе физической и эмоциональной нагрузки, но в глазах
Z
светится счастье. Z
держит в руках первую награду на пока второстепенном фестивале (типа
Сан-Себастьяна) и произносит свою первую благодарственную
речь. Собравшиеся
понимают, что награду следовало вручить не за фильм, а за нее – настолько она
парадоксальна, остроумна, изящна, точна и глубока. Свист
перемешивается с овациями. Съемки новых
фильмов чередуются с вручением наград. И всякий раз речь Z на
торжественной церемонии (вручения награды) всех поражает. Создаются
фан-клубы Z,
причем не столько его фильмов, сколько его выступлений. Поклонники
распространяют пиратские издания с высказываниями Z.
Одна из поклонниц в разгар кампании в своей стране против пиратства попадается
на распространении такого издания и оказывается за решеткой. Там ее навещает
Z.
Между Z и
поклонницей завязываются отношения… … Постепенно
оказывается, что последние несколько минут фильма «Обратимость» – на самом деле
кадры из его нового фильма, в котором он экранизировал историю поклонницы и снял
ее же в главной роли. Далее
следует история поклонницы. Пусть ее имя будет G.
Выясняется, что G –
актриса провинциального театра с ярким талантом и не менее сложным характером,
губящим ее карьеру. Вполне
естественным образом Z
превращает ее в звезду, чему неизбежно сопутствуют богемные тусовки, на одной из
которых Z
предлагает G побаловаться легкими наркотиками. Так что,
когда столь же естественным образом она становится его женой, когда их первый
фильм, о том, как она попала в тюрьму, становится всемирной сенсацией и реально
претендует на «Оскара», оказывается, что ко всем сложностям характера
G
прибавилась ее быстро прогрессирующая наркотическая
зависимость. Z с
G собираются на церемонию вручения «Оскара».
Роскошные апартаменты отеля, в которых разворачивается драма: абсолютно
успешный, талантливый, знаменитый, вполне богатый, еще достаточно молодый,
знающий себе цену и разбирающийся в жизни Z
оказывается
беспомощным перед наркотической зависимостью женщины, которую он
любит. Z
отправляется на церемонию один, его провожает презрительная улыбка G,
игла в ее вене и ее взгляд, в котором – ожидание блаженства, несравнимого с
творчеством или его признанием. Слова
Z на
церемонии «Оскара»: «Спасибо
моему зрению». Охнувший от
такой краткости зал. Все ждут подвоха, неожиданного продолжения, но Z
просто уходит со сцены. Z в
банке. Z в
аэропорту. Тихая,
умиротворенная, отшельническая жизнь Z на
небольшом комфортном острове в южных морях. Атмосфера просветленности,
разливающаяся вокруг человека, который в зените славы и успеха удалился от этой
суеты. Z
встречает на берегу рассветы, взбирается на небольшие скалы, сибаритствует около
бассейна… Понятно, что
присущее хорошему режиссеру умение видеть никуда не делось, но Z
пытается вытравить из него все социальные, заземленные смыслы. Он полностью
погружается в чистое визионерство. Попутно
выясняется, что Z на
острове начал вести дневник, и нас знакомят с его
содержанием. В этих
заметках Z
рассуждает о своей карьере и судьбе, об обмане, с которым он столкнулся
благодаря успехам, о попытках сохранения своего внутреннего мира и о решении,
принятом ради этого. Да, он по-прежнему не мыслит свою жизнь без кино, но теперь
на само кино он смотрит иначе. Постепенно в заметках начинают преобладать
теоретические рассуждения о кинематографе, усугубленные бредово-парадоксальными
формулировками. Однако главная нить прослеживается четко: вскрытые Z
ложь и обман, которые усиливаются с развитием кино, заставляют его делать вывод
о том, что «форматное» кино на фиксированных носителях себя исчерпало. Что
предательство кинематографом идеи визуальности, зрения зашло слишком
далеко. Важно, что в
течение всех этих эпизодов на острове мы ни разу не видим лицо Z,
видим его либо со спины, либо фронтально, но на очень общих, отдаленных
планах. Постепенно в
эту гармоничную умиротворенную картинку, параллельно нарастанию бредовости
дневниковых рассуждений, втискивается некий диссонанс, не сразу замечаемый. Дело
в том, что движения Z, те
самые обыденные движения умиротворенного человека, становятся все более
странными, его пластика приобретает черты скрытой
экзальтации. Эта
пластическая линия всё нарастает и нарастает, пока происходящее из ощущения
полного спокойствия не сваливается в неприятную тревожность, усиливающуюся
благодаря тому, что всё вокруг по-прежнему прекрасно и
гармонично. И вот –
крупный план лица Z. На
его глазах прикреплен механизм, не позволяющий им закрываться, и время от
времени смачивающий глазное яблоко. Само лицо
Z –
лицо человека, изможденного неделями бессонницы. Очевидно,
что глаза он не закрывал всё время пребывания на острове. Теперь
тревожное ощущение рассеивается, становится понятной странность поведения
Z, а
в действие начинают всё активней вклиниваться «субъективные кадры» – видения
Z,
галлюцинации человека, который не может заснуть, галлюцинации, возникающие из
яркой безмятежной дневной картинки. Эти
галлюцинации носят неприятный, почти параноидальный характер, очевидно, что
человек переносит физические мучения ради какой-то цели. Постепенно
из дневников проясняется решение Z –
он будет создавать свой новый фильм, который не будет похож на все предыдущие
фильмы. И эксперимент будет проведен именно в визуальной, зрительной части.
Z
понимает, что этот фильм никто, кроме него, не увидит, но для него это уже не
важно – ведь он всегда воспринимал кино как интимное дело, а взгляды других –
только как опору карьерной лестницы. Собственно,
эксперимент уже происходит. Цель Z –
заснуть с окрытыми глазами, так, чтобы образы, которые падают на сетчатку глаза,
смешивались с образами сновидений. Но по-настоящему заснуть ему пока что не
удавалось. А галлюцинаторный снафф, предстающий его мозгу (и глазам зрителей
фильма «Обратимость») – это совсем не тот фильм, который он желает
«снять». Изможденность
Z
достигает предела, этот человек выживает только благодаря своей отчаянной
решимости и силе характера. И вот -
словно происходит грандиозный щелчок. Свершилось! Z
заснул по-настоящему! Изможденность на его лице чудесно сменяется
блаженством. Дальнейшие
эпизоды не поддаются описанию. Здесь творится торжество чистой визуальной идеи,
наступившая после кино великая гармония без обмана и предательства, о которой
мечтал Z и к
которой он шел. Для съемок
этих эпизодов должны быть задействованы самые новейшие, невиданные прежде,
спецэффекты. Тут должно происходить пиршество визуального, оргазм
зрения… И вот, в
финальном эпизоде самые навороченные эффекты «гаснут», великолепие открытой
Z
посткинематографической гармонии постепенно рассеивается, и мы видим глаза. Это
глаза абсолютно счастливого человека. Это глаза Z. Мы также
видим, что Z
лежит рядом с G, в
роскошных апартаментах отеля, в том самом отеле, который мы видели накануне
вручения Z «Оскара». Z и
G
лежат в овердозной отключке. Это очень
драматичный и изысканный кадр. Но в этой
картинке начинают происходить изменения. Словно бы она представляет собой
верхний слой какого-то насыщенного цветового объема, который потихоньку
пробивается изнутри. Картинка «разъезжается», уступая место абстрактным
сочетаниям формы и цвета. Части картинки перемешиваются друг с другом и с
«внутренними» цветами, составляют новые сочетания, в которых на мгновение
прочитываются нереализованные сюжеты фильма, и вновь
рассыпаются. Этой калейдоскопической кашей, этим
визуальным бурлением фильм и заканчивается. | |
Просмотров: 1642 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |